Московский театр Эрмитаж. Б. Брехт. "Кураж".

Московский театр Эрмитаж. Б. Брехт. "Кураж".
03 окт 2017
Оцените материал
(126 голосов)

Посетил Московский театр Эрмитаж и посмотрел пьесу Бертольда Брехта «Кураж». Режиссёр постановщик Михаил Левитин. В главных ролях: Дарья Белоусова, Ирина Богданова, Ольга Левитина, Александр Ливанов, Сергей Олексяк и другие. Театр Бертольда Брехта предполагает много актеров и музыки. В спектакле поет прямо такие настоящий детский ансамбль.

Театр переживает не лучшее время, его основное помещение находится на реконструкции и сейчас спектакли идут на Новом Арбате, в районе печально известного ресторана «Жигули». Помещение — это трудно назвать ужасным потому, что оно отвратительно. Фотографии туалетов прекрасно передают общую атмосферу того, что находится за пределом зрительного зала. Зрительный зал, видимо представляет собой актовый зал некой крупной организации, не выглядит ужасно, хотя стулья крайне неудобны, а сцена почти никак не оборудована. Однако, актерская игра от этого не становится хуже и возможно, рождается атмосфера уникальная и приятная- с первого ряда можно буквально потрогать актера рукой. Ведь именно о таком рабочем театре, где сценой является строительная или промышленная площадка и мечтал Бертольд Брехт.

Собственно, мы писали о пьесе Брехта «Добрый человек из Сезуана», которую ставит театр им. Пушкина. Там пытались превратить сцену именно в такую промышленную площадку. Понятно, что стилизовать рабочий красный уголок, в котором проходят спектакли театра Эрмитаж под промышленную площадку нельзя, но этого и не требуется потому, что «красный уголок» он уже сам по себе имеет такую атмосферу. Бертольд Брехт для меня по не совсем понятным причинам, автор, который содержит в своем творчестве что-то очень затрагивающее. По болезненности сравнимое с творчеством странного поляка Кшиштофа Занусси. Вообще этот проект нужен мне дня довольно странного внутреннего процесса. Это и самопознание, которое необходимо каждому. Автор книги или режиссер задает тему, и я ищу в себе истоки тех или иных реакции на увиденное или прочитанное. Это и попытки жить жизнью экзистенциальной- не подавлять в себе эмоции и чувства, что делал я лет сорок своей жизни, а попытаться их проживать, хотя бы на бумаге или скорее в тексте. В этом смысле, возможно я близок к тому, чтобы проект закрыть потому, что все это со мной уже или случилось, или не случится.

Возвращаясь к спектаклю замечу, что он показался мне больше, чем то, что пытался показать Брехт. Брехт был убежденным пацифистом и основной посыл его пьесы- антивоенный. При этом получилось нечто большее. Возможно мне стоит перечитать пьесу, но я увидел в том, что показывает режиссер еще и обычную драму человека, который, как герои всех его пьес занят тем, что постоянно добывает деньги, чтобы содержать тех, кто от него зависит. Превращая свою жизнь в целенаправленную деятельность по добыванию денег, человек оказывается в итоге перед крахом своих надежд, его работа никому не нужна. Есть большой соблазн пуститься в рассуждения о том, что есть «небесные цели» и «стремление к свету», как назначение человеческой жизни. Можно попытаться понять, почему Бертольд Брехт не находит для своих героев место в этой, именно в этой жизни…

Хочется обратиться к его единственному крупному прозаическому тексту «Трехгрошовый роман» там ведь тоже герои сражаясь за материальное не замечают, что их жизнь теряет другое измерение и как только это измерение потеряно- все разрушается, хотя в материальном смысле складывается как нельзя хорошо. Показалось ли это мне или есть такое «напряжение» в творчестве Брехта? В любом случае его творчество навязчиво не дает никаких ответов на те вопросы, что очень жестко ставит.

Стоит сказать и о театральной трупе. Первоначально, мне показался странным выбор актрисы Дарьи Белоусовой на роль мамаши Кураж (мне актриса кажется слишком нежной), но ближе к середине я понял, что он безупречен, как и очень важен в конце выход на сцену другой актрисы- Галыины Морачевой- глаза, которой говорят о войне и жизни больше тысячи слов. Прекрасен образ и Иветы в исполнении Ольги Левитиной, барышня настолько эротически сладкая, что из глаз капает сперма, наблюдать за ней отдельное удовольствие, хотя, конечно образ ее далек от главного. Повар в исполнении Олексяка тоже тронул по-хорошему, хотя в конце, как мне показалось актеру не удалось показать всю глубину его человеческого горя и подлости.

В конце хочется привести диалога попа и мамаши Кураж.

- Нарубите дров

- я пастырь человеческих душ, а не лесоруб

- души у меня нет, а дрова нужны

Дело не в попе, я попов ненавижу. Дело в том, что это и есть вечный диалог мужчины и женщины. Поменял ли Брехт талант на «Сталинские премии», понял ли он всю глубину дара, который получил и почему им так распорядился?

-
-
-
Декорации
Прочитано 2237 раз Последнее изменение 19 окт 2017

Похожие материалы (по тегу)

1 Комментарий

  • Алиса Котова 13 янв 2018 написал Алиса Котова

    Разочаровалась в спектакле. Сложилось такое впечатление, что туда согнали всех, чтобы создать видимость интереса к постановке. Но не удалось. Спектакль получился скучным, без какой-либо идеи. Либо я эту идею не поняла.
    Спектакль очень тяжелый, показывает ситуацию, когда все плохо и ты просто продолжаешь сидеть на месте, потому что нет сил что-то делать.
    Но вот актерская игра не понравилась, слишком фальшиво, декорации тоже (хотя.. для подобной тематики может быть оно то самое). Мне кажется, что режиссер слишком укоротил оригинал или вырвал какие-то интересные куски или он просто так видит. Перед походом на спектакль нужно прочитать саму пьесу, чтобы понять что там на сцене. Хотя.. такого не должно быть, театр должен передать все, что есть оригинале.

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены