Театр Пушкина. Б. Брехт. "Добрый человек из Сезуана".

Театр Пушкина. Б. Брехт. "Добрый человек из Сезуана".
21 окт 2016
Оцените материал
(107 голосов)

Посмотрел спектакль в Театре имени Пушкина «Добрый человек из Сезуана». Автор пьесы Бертольд Брехт. Режиссер-постановщик Юрий Бутусов. Гигантская и безумно противоречивая, глубоко трагичная фигура Бертольда Брехта в полной мере отразилась на этой пьесе.

Не случайно он говорил, что это его самая трудная пьеса. Брехт, не смотря на все противоречия и странности своей судьбы- гениальный режиссер, драматург и поэт. Его гениальность не может быть разрушена никакой режиссурой, сколь убогой она бы не была. Спектакль получился и смотреть его можно, конечно, просто прослушивание пьесы или ее прочтение дает гораздо больший эмоциональный заряд, но театр в этом смысле делает материал доступнее. Поэтому иногда можно и посмотреть представления ДК «Заборостроитель». Хотя нужно отметить, что, если не обращать внимание на актеров, а смотреть за тем, как музыкант Игорь Горский исполняет свою работу можно получить настоящий эмоциональный заряд. Благо актеры особенно не отвлекают. Музыкальная часть спектакля заслуживает оценки очень хорошо и в первую очередь это заслуга Горского, хотя надо признаться, что актеры поют очень неплохо. Так же виртуозно выполнена роль водоноса- Александра Матросова и представитель клана Урсуляк Александра в целом тоже играла, как и Александр Арсеньев- безработный летчик.

Бертольд Брехт один из ключевых театральных деятелей прошлого столетия оставил нам наследие, которое не перестает радовать. Он мой любимый драматург, конечно сразу после С.Н.А. пьес, которой я не читал, но уверен, что они лучше. Брехт, как мы знаем примкнул к социалистическому движению еще в 1918 году, что для приличного баварца было необычно. Далее называл нацистов в 1930-тые сворой мерзавцев, что в общем соответствовало действительности, как и подобная же оценка православно-путинского движения и уже в 1933 был вынужден эмигрировать, сначала в Скандинавию, а потом и в Америку. Из Америки вернулся в Германию в 1947 году, но не по своей воле, а потому, что против него начались расследования, как коммуниста. Вернулся он в ГДР и активно сотрудничал с коммунистами. Как могла фигура такого масштаба, как Брехт не понимать, что коммунисты и фашисты близнецы и братья я не понимаю, но это факт. Перед смертью он побывал в Москве и в общем, как мне кажется осознал, что вся его жизнь «в коммунизме» … Но не суть.

Творчество Брехта меня не устает вдохновлять. «Мамаша Кураж» и величайшее произведение «Трехгрошевый роман» из которого сделали коротенькую и веселью пьеску «Трехгрошовая опера» меня потряс. Когда я преподавал в ВУЗе то на коллоквиум… Я был революционером и каждый пятый семинар делал в виде обсуждения прочитанного, что полностью провалилось из-за неспособности студентов читать, современный студент и «Буратино» не прочитал. Так вот я рекомендовал в разделе «организация бизнеса» именно «Трехгрошовый роман» Бертольда Брехта. К своему стыду я даже С.Глазьева рекомендовал читать студентам, правда тогда он не был настолько безумным- просто рядовой глупец. Скажу честно многие цитаты из этого произведения всегда живут во мне.

Возвращаясь к спектаклю, замечу, что брехтовский театр — это отдельное и большое явление. Если сцену гламурного театрика с помощью декораций превратить в промышленную площадку она не станет и не задышит, как промышленная площадка. Не помогут ни доски, ни мешки. Спецовки из раздевалки никак не заменять продукцией гламурных швейных мастерских, даже если ткань и фасон будет сохранен и дело не только в запахе рабочей одежды и площадке. Всякие такие попытки воссоздать атмосферу, для спектакля, который и есть то, что рождается только в атмосфере обречены на провал. Герои, которые отрабатываю свой хлеб без масла, чтобы заслужить право вылизать анус Пу и Ко что бы получить кусок хлеба с маслом это совсем не рабочие, которые проживают на сцене свои травмы. Профанация и есть профанация.

Заслуживает отдельного рассказа группа музыкантов и особенно Игорь Горский. Который является не только музыкальным двигателем оркестра, но и я бы сказал сердцем спектакля. В спектакле, как всегда у Брехта стихи, положенные на музыку, составляют основную часть спектакля, очень много музыки и пения. Мне казалось, что Горский проживает на сцене больше чем актеры и его выразительная мимика и виртуозная музыка делает спектакль не таким уж скучным.

В довершении хочется ответить на вопрос спектакля и видимо на вопрос, который мучил Брехта всю жизнь, как в нашем мире сохранить доброту? Мне повезло потому, что каждый день читаю РАМХАЛЯ и точно знаю ответ на этот вопрос. Подходит ли он только для нас или может помогать народам мира? Не знаю. Материальный мир не может быть большим и не является большим, чем репетиция и школа души. В мире материальном воздаяния за добро нет и нет ничего, что соединяло бы миры тонкие и материальные. Так, что просто идите к Свету, даже если кажется, что это наху… Именно таким сотворен этот мир и нет ни у кого, кроме человека мысли, что он должен быть добрым и справедливым. Он никому и ничего не должен.

Прочитано 2652 раз Последнее изменение 03 нояб 2016

3 комментарии

  • Алиса Котова 27 янв 2018 написал Алиса Котова

    Очень интересная постановка, оригинальная. На сцене практически нет декораций, нет ничего сзади, чтобы вырисовать картинку предстоящего спектакля. Расставлены стулья. И это делает большой акцент на самих актерах и на их игре.
    Очень понравилась музыка, подвижность на сцене. Показалось, что идет все по нарастающей. Вроде в начале ничего нет, ничего не цепляет, в конечном итоге последняя сцена это нечто. Это сцена наполнена эмоциями на 100%.
    Произведение актуально и до сих, поэтому оно и цепляет.

    Пожаловаться
  • Irena Ленинград 04 мая 2017 написал Irena Ленинград

    Не смотря на то что непосредственным городом, в котором развиваются действия, является К И Т А Й, можно смело назвать все это немецким творением. Назвать пьесу специфической ---- значит ничего не сказать. Если обращать внимание на отдельные реплики, на отдельные сцены, на отдельное местами музыкальное сопровождение, то можно ошибочно написать или составить ошибочно отрицательное мнение.
    Эпоха сменилась. Пьеса была создана Бертольтом Брехтом ( прошу прощения за консноязычество имен инородных, но по другому не склоняется)
    и еще в 40-х годах ушедшего века. Не смотря на то, что можно заказывать одежду на дом, через интернет и он кстати у всех есть, а еще посудомоечная машина есть, стиральная машинка тоже, но тема добра и любви к себе в таком виде, в котором показывает Брехт - все еще актуально. Печалиться от этого, я не знаю. Но давать нужно удочку, а не рыбу. Вопрос тонок. Скажете прост? Разуверю.. Нет такого, чтобы пройти мимо нуждающегося. Но у каждого есть выбор, умереть от голода или что то делать. Судить главное не надо. Самое пустое.

    Пожаловаться
  • Валентина Петровна 28 окт 2016 написал Валентина Петровна

    Эпическая пьеса, парабола театрального престола. Режиссеры дали новый новый виток и пьеса начала звучать с новой волной...
    Я не любитель принятия реального душа на сцене и прочего проявления театрального уродств*, но здесь что то с балансировка. Впечатлили песни на немецком. Такая энергетика шла, до мурашки. ..какие слова, какие мотивы. Жаль не нашла оригинальной записи. Что до музыкальных актов, то были крайне не приятные звуки и они портили мое воодушевленное восприятие. Зачем это добавлять..звук давил на психику (кто видел скорее согласится). Отдельная похвала главной героини Шенгенской Те, блестяще справившаяся с двумя образами. Пока не разобрали, советую на новый год смотреть. Подтолкнет на что нибудь важное..глядишь и жизнь не зря пройдет

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены