Не случайно он говорил, что это его самая трудная пьеса. Брехт, не смотря на все противоречия и странности своей судьбы- гениальный режиссер, драматург и поэт. Его гениальность не может быть разрушена никакой режиссурой, сколь убогой она бы не была. Спектакль получился и смотреть его можно, конечно, просто прослушивание пьесы или ее прочтение дает гораздо больший эмоциональный заряд, но театр в этом смысле делает материал доступнее. Поэтому иногда можно и посмотреть представления ДК «Заборостроитель». Хотя нужно отметить, что, если не обращать внимание на актеров, а смотреть за тем, как музыкант Игорь Горский исполняет свою работу можно получить настоящий эмоциональный заряд. Благо актеры особенно не отвлекают. Музыкальная часть спектакля заслуживает оценки очень хорошо и в первую очередь это заслуга Горского, хотя надо признаться, что актеры поют очень неплохо. Так же виртуозно выполнена роль водоноса- Александра Матросова и представитель клана Урсуляк Александра в целом тоже играла, как и Александр Арсеньев- безработный летчик.
Бертольд Брехт один из ключевых театральных деятелей прошлого столетия оставил нам наследие, которое не перестает радовать. Он мой любимый драматург, конечно сразу после С.Н.А. пьес, которой я не читал, но уверен, что они лучше. Брехт, как мы знаем примкнул к социалистическому движению еще в 1918 году, что для приличного баварца было необычно. Далее называл нацистов в 1930-тые сворой мерзавцев, что в общем соответствовало действительности, как и подобная же оценка православно-путинского движения и уже в 1933 был вынужден эмигрировать, сначала в Скандинавию, а потом и в Америку. Из Америки вернулся в Германию в 1947 году, но не по своей воле, а потому, что против него начались расследования, как коммуниста. Вернулся он в ГДР и активно сотрудничал с коммунистами. Как могла фигура такого масштаба, как Брехт не понимать, что коммунисты и фашисты близнецы и братья я не понимаю, но это факт. Перед смертью он побывал в Москве и в общем, как мне кажется осознал, что вся его жизнь «в коммунизме» … Но не суть.
Творчество Брехта меня не устает вдохновлять. «Мамаша Кураж» и величайшее произведение «Трехгрошевый роман» из которого сделали коротенькую и веселью пьеску «Трехгрошовая опера» меня потряс. Когда я преподавал в ВУЗе то на коллоквиум… Я был революционером и каждый пятый семинар делал в виде обсуждения прочитанного, что полностью провалилось из-за неспособности студентов читать, современный студент и «Буратино» не прочитал. Так вот я рекомендовал в разделе «организация бизнеса» именно «Трехгрошовый роман» Бертольда Брехта. К своему стыду я даже С.Глазьева рекомендовал читать студентам, правда тогда он не был настолько безумным- просто рядовой глупец. Скажу честно многие цитаты из этого произведения всегда живут во мне.
Возвращаясь к спектаклю, замечу, что брехтовский театр — это отдельное и большое явление. Если сцену гламурного театрика с помощью декораций превратить в промышленную площадку она не станет и не задышит, как промышленная площадка. Не помогут ни доски, ни мешки. Спецовки из раздевалки никак не заменять продукцией гламурных швейных мастерских, даже если ткань и фасон будет сохранен и дело не только в запахе рабочей одежды и площадке. Всякие такие попытки воссоздать атмосферу, для спектакля, который и есть то, что рождается только в атмосфере обречены на провал. Герои, которые отрабатываю свой хлеб без масла, чтобы заслужить право вылизать анус Пу и Ко что бы получить кусок хлеба с маслом это совсем не рабочие, которые проживают на сцене свои травмы. Профанация и есть профанация.
Заслуживает отдельного рассказа группа музыкантов и особенно Игорь Горский. Который является не только музыкальным двигателем оркестра, но и я бы сказал сердцем спектакля. В спектакле, как всегда у Брехта стихи, положенные на музыку, составляют основную часть спектакля, очень много музыки и пения. Мне казалось, что Горский проживает на сцене больше чем актеры и его выразительная мимика и виртуозная музыка делает спектакль не таким уж скучным.
В довершении хочется ответить на вопрос спектакля и видимо на вопрос, который мучил Брехта всю жизнь, как в нашем мире сохранить доброту? Мне повезло потому, что каждый день читаю РАМХАЛЯ и точно знаю ответ на этот вопрос. Подходит ли он только для нас или может помогать народам мира? Не знаю. Материальный мир не может быть большим и не является большим, чем репетиция и школа души. В мире материальном воздаяния за добро нет и нет ничего, что соединяло бы миры тонкие и материальные. Так, что просто идите к Свету, даже если кажется, что это наху… Именно таким сотворен этот мир и нет ни у кого, кроме человека мысли, что он должен быть добрым и справедливым. Он никому и ничего не должен.