«Счастлив тот, кто не следовал совету порочных, кто не стоял на пути заблудших и в собрании насмешников не сидел».
Фильм описывает мерзости СССР, которые были совершены в отношении Бродского. Карательная психиатрия, разлука с Россией… Это не полный список, и, казалось бы, случилось чудо и российское ТВ стало говорить правду? Но НТВ не было бы НТВ, если бы были разумными и объективными. Основной пафос фильма в том, что ни Бродский, ни кто-либо другой из тех, кто уехал из России, не смогли обрести счастье. Подтверждение этого хлипкого тезиса, как это принято на НТВ, носит абсурдный характер: мол, раз запретил печатать письма и дневники — значит, было что скрывать… Логика убога, как и Рашенька. Но как ни агитируй, миллионы лучших россиян покинули путинский загон и обрели свое счастье в свободном мире и открытом обществе. Бесчеловечная безжизненность этого фильма, как и всех «поделок» НТВ, состоит хотя бы в том, что о котах (а кошки были для Бродского важнее женщин) вообще не сказано не слова. Как обычно — плоское изображение, предельно, политизированное, без мысли и без чувства — телевидение Рашеньки, как и сама Рашенька, дано утратило человеческую нотку.
Лично я очень рад, и люблю Иосифа Александровича Бродского еще больше за то, что он не поверил в возможность изменений России. Он был настолько мудр, что понимал: не важно, какое общество у Тирана. Важно, какой народ толпится у его трона, и народ, населяющий Россию, никогда не сможет стать свободным, никогда не сможет стать в полной мере открытым. Речь не идет о коллективной ответственности россиян за преступления СССР и путинской России. Ответственность всегда личная, и тот факт, что преступники гордо именуют себя «Соколы Сталина» и умирают в своих постелях, не красит народ…
Марина Басманова и ее образ пришлись как нельзя кстати! Это не только образ личной драмы Иосифа Александровича — это образ современной России. Дремучий антисемитизм Басмановой, который
выразился в отчестве Осипович. Средневековое мракобесие, выразившееся в том, что она не отдала этого несчастного ребенка в школу и таскала по мастерским. Всё это помножено на поповщину, в которую она ударилась, — это и есть образ современной Рашеньки. Страны без будущего, без образования, погрязшей в бесконечных молитвах и заклинаниях, страны бездельников и воров, которые прикрывают свои мерзости разговорами о патриотизме.
Возможно, я не джентльмен, но то, что Бродский смог сказать Марине правду о том, что она «поглупела за последние 25 лет», и снял посвящение ей со всех своих стихов, делает его в моих глазах еще величественнее и сильнее.
Стоит ли смотреть этот фильм? Конечно нет. Всё, что снимают в России, плохо в игровом формате, а уж в неигровом… Хотя можно ли называть так называемые «документальные фильмы» НТВ неигровыми? Зачем его смотрел я?
Мне можно. Как Бродский стал другим, когда его отец — морской офицер, которого превратили в клоуна-фотографа за то, что тот был евреем, — … сказал: в смерти Сталина нет ничего плохого, так и я НИКОГДА не забуду, что хотя из власти и народа России хуже оба… Всё же хуже народ, и нет ему оправдания и прощения.
«Поэтому не устоят порочные на суде и заблудшие — в собрании праведных. Ибо Господь хранит путь праведных, а путь порочных затеряется».