Версия для печати

Национальный театр Чехии. Балет. Ф. Шуберт. "Вальмонт".

Национальный театр Чехии. Балет. Ф. Шуберт. "Вальмонт".
28 окт 2017
Оцените материал
(152 голосов)

Посетил Национальный театр Чехии, сцена Stavovske Divadlo и посмотрел балет на музыку Франца Шуберта и Peteris Vasks «Вальмонт». Хореограф-постановщик Libor Vaculik. В главной партии Александр Катсапов (экс Мариинский театр), Tereza Podarilova, Andrea Kramesova. Билеты на этот спектакль я купил очень давно и сильно рисковал его не увидеть, но случилось чему я очень рад. Спектакль вообще перевернул мои представления о балете и современном танце в принципе. Я многое увидел совсем ином свете.

Начиналось все с серьезных сомнений:

- Stavovske Divadlo это одна из самых старых театральных площадок не только Чехии, но и вообще мира. Мы писали, что именно тут состоялась мировая премьера оперf Амадея Моцарта «Дон Жуан», когда я слушал эту оперу, казалось, что тут витает дух самого Моцарта. Но сцена совсем не балетная, она маленькая не только в сравнении с гигантской сценой Большого Театра России, но даже со сценой РАМТ, где бывают балетные фестивали. Что там маленькая, она просто крошечная! Но именно это и позволило мне открыть в балете новую, ранее не познанную грань.

- я не люблю роман «Опасные связи» и все его экранизации. Мне не приятно наблюдать за тем, как люди с не понятной мотивацией разрушают жизни друг - друга. Даже справедливое возмездие не радует. Вообще кажется странным вся история «трахни ее и брось тогда дам трахнуть себя»- такую бабу нужно просто сразу вычеркивать, как можно в этом участвовать? Не достоверно» Не верю! Но опять же именно пластические образы позволили понять мотивы героя и героини, я зык тела оказался мне понятнее слов.

- Шуберт и балет не казались мне вообще совместимыми. Не стоит меня подозревать в любви к упырю, который рассуждал перед детьми о походах великого композитора к проституткам. Вопрос не в личности композитора и не в его музыке, скорее в том, что Шуберта трудно подозревать в «танцевальном характере его музыки». Но и тут все получилось прекрасно.

Маленькая сцена диктует для балета совершенно особенные, не похожие не на что другое движения, вообще язык. Я смотрел в Большом Театре России «Онегина» в постановке великого Джона Крэнко. Об этом спектакле есть восторженный отзыв, мне он понравился, но. В целом многое смотрелось странно и не органично. Понятно, что спор между Крэнко и Григоровичем, пусть только в моей голове, но шел на сцене все время и язык Крэнко побеждал, но без разгрома. Теперь я понял в чем дело! Сцена! Сцена диктует свои законы и, если бы Крэнко и Григорович ставили на маленькой сцене все было бы иначе. Снимаются и вопросы по соотношению танца и пантомимы, которые упорно, каждый спектакль в хореографии Петипа поднимается, кроме может быть «Коппелии». Я просто увидел совсем другой балет, совсем другой язык и совсем другие изобразительные средства. Особенно порадовало, что постановщиком был не любимый мною Питер Зуска. Нет Зуска для меня безусловно гений, но отрадно, что есть в Чехии еще и Libor Vaculik, который может ставить такой танец. Это совсем не тоже самое, что потрясающий спектакль «Соло для двоих», которым Зуска прощался с балетом театра после того, как руководил им 15 лет. Это совсем новая и неизведанная грань балета для меня.

Часто говорят, что российский балет безусловно лучший в мире. Я не согласен с подобными утверждениями совершенно. Безусловно на сегодня лучший танцовщик в мире Владислав Лантров, но остальное. Чем удивляет Балет Чехии? Тем, что на сцене мы видим совершенно сработанный коллектив, где солисты просто танцуют более сложные партии, но все очень ровно. Я не к тому, что в спектакле Большого театра «Баядерка» о котором мы писали две девушки из карде-балета с интервалом в 15 минут просто упали, а тому, что сама постановка не предполагает одну-две звездные пары, пару мимических персонажей и карде-балет, где в общем трудно быть звездой.

Солисты в общем тоже порадовали Александр Катсапов, прекрасен, хотя, как мне показалось его лучшие времена, прошли, особенно видно это в балете на музыку Прокофьева «Ромео и Джульетта» прекрасно чувствовал себя на маленькой сцене и владел не только танцем, что можно ожидать от танцора российской школы. Tereza Podarilova и Andrea Kramesova невероятно чувственные балерины, каждое их движение наполнено сладкой негой и погружает в невероятное наслаждение. Движения рук, движения души… Andrea Kramesova еще и невероятно красива, удивительно, но чешские балерины сильно красивее российских, возможно это не совсем всегда так же в плане таланта, но в плане женской красоты безусловно. Просто сияние красоты исходит от Andrea Kramesova, а вот на Марию Александрову, например не в танце смотреть грустно.

Можно уверенно сказать, что в России подобного балета просто нет.

Прочитано 2909 раз Последнее изменение 17 нояб 2017