Национальный театр Чехии. Балет. Ф. Шуберт. "Вальмонт".

Национальный театр Чехии. Балет. Ф. Шуберт. "Вальмонт".
28 окт 2017
Оцените материал
(152 голосов)

Посетил Национальный театр Чехии, сцена Stavovske Divadlo и посмотрел балет на музыку Франца Шуберта и Peteris Vasks «Вальмонт». Хореограф-постановщик Libor Vaculik. В главной партии Александр Катсапов (экс Мариинский театр), Tereza Podarilova, Andrea Kramesova. Билеты на этот спектакль я купил очень давно и сильно рисковал его не увидеть, но случилось чему я очень рад. Спектакль вообще перевернул мои представления о балете и современном танце в принципе. Я многое увидел совсем ином свете.

Начиналось все с серьезных сомнений:

- Stavovske Divadlo это одна из самых старых театральных площадок не только Чехии, но и вообще мира. Мы писали, что именно тут состоялась мировая премьера оперf Амадея Моцарта «Дон Жуан», когда я слушал эту оперу, казалось, что тут витает дух самого Моцарта. Но сцена совсем не балетная, она маленькая не только в сравнении с гигантской сценой Большого Театра России, но даже со сценой РАМТ, где бывают балетные фестивали. Что там маленькая, она просто крошечная! Но именно это и позволило мне открыть в балете новую, ранее не познанную грань.

- я не люблю роман «Опасные связи» и все его экранизации. Мне не приятно наблюдать за тем, как люди с не понятной мотивацией разрушают жизни друг - друга. Даже справедливое возмездие не радует. Вообще кажется странным вся история «трахни ее и брось тогда дам трахнуть себя»- такую бабу нужно просто сразу вычеркивать, как можно в этом участвовать? Не достоверно» Не верю! Но опять же именно пластические образы позволили понять мотивы героя и героини, я зык тела оказался мне понятнее слов.

- Шуберт и балет не казались мне вообще совместимыми. Не стоит меня подозревать в любви к упырю, который рассуждал перед детьми о походах великого композитора к проституткам. Вопрос не в личности композитора и не в его музыке, скорее в том, что Шуберта трудно подозревать в «танцевальном характере его музыки». Но и тут все получилось прекрасно.

Маленькая сцена диктует для балета совершенно особенные, не похожие не на что другое движения, вообще язык. Я смотрел в Большом Театре России «Онегина» в постановке великого Джона Крэнко. Об этом спектакле есть восторженный отзыв, мне он понравился, но. В целом многое смотрелось странно и не органично. Понятно, что спор между Крэнко и Григоровичем, пусть только в моей голове, но шел на сцене все время и язык Крэнко побеждал, но без разгрома. Теперь я понял в чем дело! Сцена! Сцена диктует свои законы и, если бы Крэнко и Григорович ставили на маленькой сцене все было бы иначе. Снимаются и вопросы по соотношению танца и пантомимы, которые упорно, каждый спектакль в хореографии Петипа поднимается, кроме может быть «Коппелии». Я просто увидел совсем другой балет, совсем другой язык и совсем другие изобразительные средства. Особенно порадовало, что постановщиком был не любимый мною Питер Зуска. Нет Зуска для меня безусловно гений, но отрадно, что есть в Чехии еще и Libor Vaculik, который может ставить такой танец. Это совсем не тоже самое, что потрясающий спектакль «Соло для двоих», которым Зуска прощался с балетом театра после того, как руководил им 15 лет. Это совсем новая и неизведанная грань балета для меня.

Часто говорят, что российский балет безусловно лучший в мире. Я не согласен с подобными утверждениями совершенно. Безусловно на сегодня лучший танцовщик в мире Владислав Лантров, но остальное. Чем удивляет Балет Чехии? Тем, что на сцене мы видим совершенно сработанный коллектив, где солисты просто танцуют более сложные партии, но все очень ровно. Я не к тому, что в спектакле Большого театра «Баядерка» о котором мы писали две девушки из карде-балета с интервалом в 15 минут просто упали, а тому, что сама постановка не предполагает одну-две звездные пары, пару мимических персонажей и карде-балет, где в общем трудно быть звездой.

Солисты в общем тоже порадовали Александр Катсапов, прекрасен, хотя, как мне показалось его лучшие времена, прошли, особенно видно это в балете на музыку Прокофьева «Ромео и Джульетта» прекрасно чувствовал себя на маленькой сцене и владел не только танцем, что можно ожидать от танцора российской школы. Tereza Podarilova и Andrea Kramesova невероятно чувственные балерины, каждое их движение наполнено сладкой негой и погружает в невероятное наслаждение. Движения рук, движения души… Andrea Kramesova еще и невероятно красива, удивительно, но чешские балерины сильно красивее российских, возможно это не совсем всегда так же в плане таланта, но в плане женской красоты безусловно. Просто сияние красоты исходит от Andrea Kramesova, а вот на Марию Александрову, например не в танце смотреть грустно.

Можно уверенно сказать, что в России подобного балета просто нет.

Прочитано 2908 раз Последнее изменение 17 нояб 2017

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены