В спектакле действительно все прекрасно. Остается правда вопрос, какое он имеет отношение к художественному процессу в России. Но ответ на этот вопрос знают оскорбленные православные. Попы давно контролируют в России и образование и культуру. Даже права ребенка охраняет в России попадья и возникшее около Дома Пашкова идолище киевского князя Владимира осеняет все это крестом. Никого не смущает, что Владимир никогда не был и не мог быть в Москве, не говоря о его моральном облике точно так, никого не смущает и то, что попы контролируют театры. Собственно, после памятника Плисецкой смущаться в России уже и вовсе нечему. Но спектакль получился действительно потрясающим. Я давно не был так вдохновлен и потрясен балетом.
Если говорить о создателях этого спектакля, то никак нельзя не назвать еще одно имя, сейчас в России оно табуировано, именно Сергей Филин был вдохновителем и организатором этой постановки. Сейчас, этого танцовщика, а я помню его по спектаклю «Сельфида» оттеснили от балета Большого театра, но как бы не старались- жертва «Большого Вавилона» оставила в российском искусстве свой след.
Наверно стоит сказать, что я смотрел похожие спектакли и не один раз. Можно назвать балет «Ундина» на музыку Хенца в постановке Самодуров в том же Большом Театре или постановку «Анна Каренина» Кристиана Шпука или совсем балет «Татьяна» на музыку Леры Ауэрбах в постановке Ноймайера. Но этот спектакль уникален тем, что он полностью российский и это реально прорыв. То, что нам показал Кирилл Серебрянников и Юрий Посохов полностью соответствует самым высоким международным стандартам современного балета. Если не вспоминать «Укрощение строптивой» то, наверно это не просто лучший, но единственный спектакль в балете, который не носит нафталинового характера.
На самом деле нам показали три спектакля и каждый из них имел свои законченные пластические образы, внутреннюю драматургию и целостный сюжет. Перед началом зачитывались строчки из аналогичной главы «Героев нашего времени» и на сцене неизменно оказывался музыкант, разные музыкальные инструменты несли определенный смысл. Кроме того, каждый мини спектакль сопровождался пением и очень уместным лазерным шоу высокого качества.
Белла (Михаил Лабухин, Ана Туразашвили) прекрасные пластические образы, яркие характеры и наполненное эмоциями действие. Танцы горцев и пение муэдзина создавали ощущения подлинности, которое обычно не свойственно для балета. Но символизм и балетный язык не был утрачен, просто появилась достойная драматургия для великолепной пластики. Обыграно использование балетной пачки, которое я не стал бы рассматривать как противостояние востока и запада, а рассматривал бы шире- как символ уходящего классического балета, на котором принято с самого детства спать детям после буфета.
Тамань (Владислав Лантров, Мария Александрова) не стареющая Мария Александрова и очень красивое сценическое действие. Я был очарован и убаюкан происходящим на сцене. Мне даже снилось то, что я видел…. Туман и лодки, яркий танец балерины в красной и невозможная трагедия в пластическом образе героев. Не знаю уж насколько много Марии Александровой лет, танцевала она еще с Сергеем Филиным, но я полностью очарован. Забавные и во много спорные решения с костюмом «огромной бабы» не вызвали отрицательных эмоций.
Княжна Мэри (Александр Волчков, Нина Капцова) инвалиды колясочники и мощный на грани акробатики танец Александра Волчкова. Кроме прочего очень серьезная вокальная партия. Ну и конечно танец инвалидов колясочников. Танец этот не смотрелся надуманным и не выглядел, как попытки разжалобить зрителя и собрать копеечку. Хотя положение инвалидов в России все равно просто ужасно. Александр Волчков меня приятно поразил своей пластикой и внутренней силой, которая присуща большим танцорам.
Ну и много внимание обычно уделяют Лермонтову, как создателю литературной основы для балета. Мне кажется, что это скорее дань некоему культурному стереотипу. Забавно, что я в течении одной недели смотрю второй музыкальный спектакль, имеющий отношение к его литературе. Первым был «Демон» - опера Рубинштейна.
Спектакль «Герои нашего времени» потрясающее зрелище, которое оставляет длительное послевкусие- возможно это лучшее из того, что я видел за последнее время.