Мне сложно понять, что происходит с экранизациями этого великого писателя, но назвать их очень плохими это вообще ничего не сказать. Нам показывают второсортное кино по выдающимся и глубоким романам. При этом, например, режиссер Марлен Горриус обладательница «Оскара», как у нее могло так не получиться- загадка. Как мог выдающийся актер Туртурро сыграть не того человека? Пересказывать содержание фильма не имеет смысла. Я надеюсь, что среди моих читателей нет тех, кто не читал роман Набокова, а заниматься разбором что в фильме так или не так- смысла не вижу потому, что в нем не так совершенно все.
Над фильмом работали:
Марлен Горриус. Получила «Оскар» за фильм «Антония». Сняла сериал «Секс в другом городе» и «Рембрандт и я». Она автор довольно сильного кино с той же Эмили Уотсон «Внутри вихря» об ужасах коммунизма и ГУЛАГа и потрясающего фильма «Миссис Деллоуэй».
Джон Туртурро, это один из любимых актеров легендарных Братьев Коэнов. Он снимался в фильмах «Перекресток Миллера», «Бартон Финк» («Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля), «О, где же ты, брат» и Большой Лебовски. Снимался у Ридли Скотта ы фильме «Исход: цари и боги», у Барии Ливинсона «Однажды в Голливуде», у Мартина Скорсезе «Цвет денег» и у Вуди Аллена «Ханна и ее сестры». Но больше всего ролей он сыграл в фильмах Спайка Ли, но мы пока об этом молчим. Он так же много работает, как режиссер, даже получил за дебютный фильм «Мэк» «Золотую пальмовую ветвь». В общем он явление весьма значимое.
Эмили Уотсон, главная героиня лучшего фильма Ларса фон Триера «Рассекая волны» (номинация на «Оскар»). Вторая номинация за фильм «Хилари и Джеки» режиссера А.Такер.
Джеральдин Джеймс. Выдающаяся британская актриса. Играла в фильме Ричарда Аттенборо «Ганди». Получила «Крылатого льва» в Венеции за фильм режиссера П.Холла «Она была далеко».
Набоков для меня история глубоко личная, это, наверно первый писатель, которого я читал в серьезном возрасте и понял, что литература — это не только и не столько истории, которые рассказывают с разной степенью легкости. Это очень тонкий механизм получения удовольствия от написания того, что тебе хочется. Набоков для меня поэт, который сказал о своем творчестве сам почти все в простых строчках: «Ах угонят их в степь Арлекинов моих в буераки к чужим атаманам». Лужин персонаж, о котором написано и сказано очень много долгое время был для меня не понятным и странным. В годы молодости я стремился к тому, чтобы быть успешным. Я старался получать формально отчуждаемый результат и быть первым во всех своих начинаниях. Потом я понял, что «от ненужных побед остается усталость» и ничего больше, но к тому времени была прожита значительная часть жизни и мне ничего не оставалось, как продолжить крысиный бег, но без прежнего энтузиазма, благо появились обязательства, которые оправдывали эту пустоту. Но ничего не длится вечно, и пустота стала всеобъемлющей. Так родился этот проект.
Образ Лужина, человека, который так и не смог принять, что его мать умерла, что его отец спал с теткой, которую тот любил. Человек, который почувствовал отвержение со стороны и матери и первой возлюбленной был прошен отцом, который передал его на попечение чужому человеку, который тоже его бросил. Шахматы стали тем миром, где он поселился и жил до тех пор, пока не встретил любовь.
Но ничего не происходит просто так и казалось счастье и возможное и голов и королева, но мир устроен так, как он устроен. Не знаю, что мне не нравится в этом кино, не понимаю, чего мне так не хватает и почему мой Лужин совсем другой. Хотя, о психических болезнях я знаю в основном по книге Арнхильд Лаувенг «Завтра я всегда бывала львом» и возможно излишне романтизирую этот серьезный недуг.
Смотреть это кино, наверно стоит, каждый по мере свое прочтения и создания собственного образа найдет или не найдет в нем ту роковую и печальную историю, что писал Набоков или создавала
Марлен Горриус. Я не нашел, хотя возможно попадись мне этот фильм в другое время, смотри я его в компании все могло бы быть совсем иначе.