Вид из царской ложи открывается дивный одновременно и на оркестр, и на публику, и на сцену. Становится понятным, что придумана она, что бы властители могли разглядывать не только артистов на сцене, но и народ в зале. Кстати о властителях, будка суфлёра была декорирована перевернутым бюстом Сталина. Европейцы даже не подозревают, как глубоко одичание в России и что Сталин снова возродился, причем в предельно причудливой форме православного вождя. В общем мне понравилось место в царской ложе, в прошлый раз я слушал в этом театра «Дон Паскуале» Г.Доницетти, но тогда мое место было очень высоко. К стаи билеты продают спекулянты вокруг театра, в основном это лица армянской национальности и даже русскоязычные.
История оперы и судьба Шостаковича... Дмитрий Шостакович один из самых известных российских композиторов. Его имя не сходит с музыкальных афиш по всему миру. Особенная музыкальная стилистика, которая во многом определялась тем, что он использовал «гемикварты», которые как не удивительно содержится в самой монограмме его фамилии DSCH (es1-h в d1-es1-c1-h). Мы рассказывали о том, как это были использовано в замечательной работе Камерного академического музыкального театра им. Б.Покровского «Мракобесие». Во много его жизненный путь и успех определило, то, что в самом раннем возрасте его заметил Бруно Вальтер- выдающийся немецкий пианист, дирижер и композитор, именно он дал ему путевку в жизнь. Поэтому нет ничего удивительного, что опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» звучит на сцене Венской оперы. Премьера оперы состоялась в 1934 году в Малом оперном театре Ленинграда (бывшем и будущем Михайловском театре). Потом с авторскими правками под названием «Катерина Измайлова» опера была поставлена в Большом театре России. Всего было сделано около 200 постановок. Но, как и в случае с балетом «Светлый ручей» в газете «Правда» была опубликована статья под названием «Сумбур вместо музыки» и с оперой было покончено. Опера была поставлена по всему миру от Филадельфии и Праги до Буэнос-Айроса и Лондона включая Цюрих и Стокгольм. Правда критики в Америке критиковали слишком животную и похотливую музыку… Но в целом опера была одной из визитных карточек СССР. Тем не менее возобновить ее не удалось и после смерти Сталина. В 1955 году замечательный композитор Кобалевский настаивал на том, что статью никто не отменял. Возобновили оперу только в 2016 году в Большом театре в постановки Римаса Туминаса. К сожалению я не послушал пока этого спектакля.
Литературной основой для либретто стал роман Лескова. Правда в либретто Катерина Измайлова выглядит сильно лучше, чем в романе. Во-первых, в опере она не отказывается от своего ребенка, а во-вторых они с любовником не убивают племянника ее мужа, который тоже был ребенком. Если в романе Катерина Измайлова подстать своему Сергей- животное одержимое похотью и страстью, то в опере она даже кажется жертвой купеческого деспотизма. Особенно трогательно, что в первой редакции после пяти лет брака Катерина оставалась девственницей. Возможно Сталин видел в этом как раз намеки на его бессилие и ревновал к успеху Шостаковича. Успех был огромен, опера и балет Шостаковича не сходили с ведущих сцен двух столиц, а еще были симфонии, которые становились событием в культурной жизни страны.
Пели ведущие голоса Венской оперы. Борис Измайлов- великолепный бас- Wolfgang Bankl. Зиновый Измайлов- тенор- Carlos Osuna. Екатерина Измайлова- потрясающее сопрано- Eva-Maria Westbroek.Сергей-характерный тенор- Brandon Jovanovich. Сонетка меццо-сопрано редкой красоты – Zoryana Kushpler. Дирижер Ingo Metzmacher.
Опера поставлена под стать музыке, мощной, наполненной сексуальной энергией и очень агрессивной. Нам представлено не менее пяти постельных сцен, весьма откровенных. Представлены так же сцены насилия. Сергея по приказу тестя хлещут по спите так, что зрители видят кровь (сцена-1). На сцене много пьют, все же это Россия. В общем формируется представление о стране дикой и
необузданной. Интересно раскрыта роль попа (сцена-2) в России погрязшей в мракобесие это невозможно, за это теперь судят. Можно порутать постановщика за то, что ведут на каторгу в России люди, одетые в форму австрийской армии и с автоматами Калашникова-Вальтера. Российская же полиция одета в форму летных частей США времен второй мировой, но в целом достоверности это не меняет. Музыка невероятно исполнена, не случайно дирижер получил больше все аплодисментов. Орекстр невероятен, звук идет не постижимым для меня образом волнами… Или это зависит от места с корого его слышишь. В общем я был просто обескуражен.
Музыка живая, страстная и похотливая была раскрыта прекрасным пением и приятным изобразительным рядом, хотя, временами хотелось более скромного изображения и менее правдоподобной эмитации половых актов или хотя бы половины их… Но я очень доволен, сравнить Венскую оперу совершенно не с чем, Большой театр все же пока на принципиально другом уровне и Чешский государственный театр тоже, особенно в плане оркестра- голоса у чехов на уровне.
Остается поделиться забавным наблюдением. В Большом театре России билет проверяют трижды. Один рах охранник на входе, второй собственно тот кому положено и третий раз омерзительный существа на входе в партер с программками. Это, конечно не считая охраны у турникета, которая лезет к вам в карман. В Венской опере билет проверяют только один раз и турникета с обыском нет совсем. Наверно это и есть самое красочное отличие первого мира от третьего. В России могу построить театр и заставить играть актеров, особенно если это балет, но создать человечную обстановку нет. Обязательно найдутся существа, которые мечтали работать в ЧК и расстреливать и будут к вам цепляться.