Версия для печати

Венская опера. Опера. Д. Шостакович. "Леди Макбет Мценского уезда".

Венская опера. Опера. Д. Шостакович. "Леди Макбет Мценского уезда".
29 мая 2017
Оцените материал
(132 голосов)

Посетил Венскую оперу и послушал знаменитую оперу Д.Д.Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Первый раз в жизни не много ни мало из «царской ложи». Опера исполнялась на русском языке. Опера звучала прекрасно, оркестр сделал, казалось бы, невозможное, я никогда не слышал такого мощного звука и такого потрясающего тембра этого звука, наполненности…. Дело было в районе 9 мая и думал я о том, что Россия могла бы быть реально великой страной, если бы не погрузилась в религиозное мракобесие и не отдалась в руки вороватых карликов. Какая история, какая культура и все это потеряно, ради утоления жажды денег и власти одного мерзавца.

Вид из царской ложи открывается дивный одновременно и на оркестр, и на публику, и на сцену. Становится понятным, что придумана она, что бы властители могли разглядывать не только артистов на сцене, но и народ в зале. Кстати о властителях, будка суфлёра была декорирована перевернутым бюстом Сталина. Европейцы даже не подозревают, как глубоко одичание в России и что Сталин снова возродился, причем в предельно причудливой форме православного вождя. В общем мне понравилось место в царской ложе, в прошлый раз я слушал в этом театра «Дон Паскуале» Г.Доницетти, но тогда мое место было очень высоко. К стаи билеты продают спекулянты вокруг театра, в основном это лица армянской национальности и даже русскоязычные.

История оперы и судьба Шостаковича... Дмитрий Шостакович один из самых известных российских композиторов. Его имя не сходит с музыкальных афиш по всему миру. Особенная музыкальная стилистика, которая во многом определялась тем, что он использовал «гемикварты», которые как не удивительно содержится в самой монограмме его фамилии DSCH (es1-h в d1-es1-c1-h). Мы рассказывали о том, как это были использовано в замечательной работе Камерного академического музыкального театра им. Б.Покровского «Мракобесие». Во много его жизненный путь и успех определило, то, что в самом раннем возрасте его заметил Бруно Вальтер- выдающийся немецкий пианист, дирижер и композитор, именно он дал ему путевку в жизнь. Поэтому нет ничего удивительного, что опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» звучит на сцене Венской оперы. Премьера оперы состоялась в 1934 году в Малом оперном театре Ленинграда (бывшем и будущем Михайловском театре). Потом с авторскими правками под названием «Катерина Измайлова» опера была поставлена в Большом театре России. Всего было сделано около 200 постановок. Но, как и в случае с балетом «Светлый ручей» в газете «Правда» была опубликована статья под названием «Сумбур вместо музыки» и с оперой было покончено. Опера была поставлена по всему миру от Филадельфии и Праги до Буэнос-Айроса и Лондона включая Цюрих и Стокгольм. Правда критики в Америке критиковали слишком животную и похотливую музыку… Но в целом опера была одной из визитных карточек СССР. Тем не менее возобновить ее не удалось и после смерти Сталина. В 1955 году замечательный композитор Кобалевский настаивал на том, что статью никто не отменял. Возобновили оперу только в 2016 году в Большом театре в постановки Римаса Туминаса. К сожалению я не послушал пока этого спектакля.

Литературной основой для либретто стал роман Лескова. Правда в либретто Катерина Измайлова выглядит сильно лучше, чем в романе. Во-первых, в опере она не отказывается от своего ребенка, а во-вторых они с любовником не убивают племянника ее мужа, который тоже был ребенком. Если в романе Катерина Измайлова подстать своему Сергей- животное одержимое похотью и страстью, то в опере она даже кажется жертвой купеческого деспотизма. Особенно трогательно, что в первой редакции после пяти лет брака Катерина оставалась девственницей. Возможно Сталин видел в этом как раз намеки на его бессилие и ревновал к успеху Шостаковича. Успех был огромен, опера и балет Шостаковича не сходили с ведущих сцен двух столиц, а еще были симфонии, которые становились событием в культурной жизни страны.

Пели ведущие голоса Венской оперы. Борис Измайлов- великолепный бас- Wolfgang Bankl. Зиновый Измайлов- тенор- Carlos Osuna. Екатерина Измайлова- потрясающее сопрано- Eva-Maria Westbroek.Сергей-характерный тенор- Brandon Jovanovich. Сонетка меццо-сопрано редкой красоты – Zoryana Kushpler. Дирижер Ingo Metzmacher.

Опера поставлена под стать музыке, мощной, наполненной сексуальной энергией и очень агрессивной. Нам представлено не менее пяти постельных сцен, весьма откровенных. Представлены так же сцены насилия. Сергея по приказу тестя хлещут по спите так, что зрители видят кровь (сцена-1). На сцене много пьют, все же это Россия. В общем формируется представление о стране дикой и

необузданной. Интересно раскрыта роль попа (сцена-2) в России погрязшей в мракобесие это невозможно, за это теперь судят. Можно порутать постановщика за то, что ведут на каторгу в России люди, одетые в форму австрийской армии и с автоматами Калашникова-Вальтера. Российская же полиция одета в форму летных частей США времен второй мировой, но в целом достоверности это не меняет. Музыка невероятно исполнена, не случайно дирижер получил больше все аплодисментов. Орекстр невероятен, звук идет не постижимым для меня образом волнами… Или это зависит от места с корого его слышишь. В общем я был просто обескуражен.

Музыка живая, страстная и похотливая была раскрыта прекрасным пением и приятным изобразительным рядом, хотя, временами хотелось более скромного изображения и менее правдоподобной эмитации половых актов или хотя бы половины их… Но я очень доволен, сравнить Венскую оперу совершенно не с чем, Большой театр все же пока на принципиально другом уровне и Чешский государственный театр тоже, особенно в плане оркестра- голоса у чехов на уровне.

Остается поделиться забавным наблюдением. В Большом театре России билет проверяют трижды. Один рах охранник на входе, второй собственно тот кому положено и третий раз омерзительный существа на входе в партер с программками. Это, конечно не считая охраны у турникета, которая лезет к вам в карман. В Венской опере билет проверяют только один раз и турникета с обыском нет совсем. Наверно это и есть самое красочное отличие первого мира от третьего. В России могу построить театр и заставить играть актеров, особенно если это балет, но создать человечную обстановку нет. Обязательно найдутся существа, которые мечтали работать в ЧК и расстреливать и будут к вам цепляться.

Прочитано 2789 раз Последнее изменение 08 июнь 2017

2 комментарии

  • A. Tishinskaya 14 июнь 2017 написал A. Tishinskaya

    Опера мне понравилась. Потому что шли мы целенаправленно. - Знаем основу, на которую писалась Опера "Леди Макбет" .
    Николая Лескова должны знать по написанной книге "Левша" (читали в классе 7-8 где-то). Так вот, Опера "Леди Макбет Мценского уезда " была написана по повести и причем депрессивной. А написана она, когда этот великий" и ужасный" Шостакович был в 24 летнем возрасте. Что могло быть лучше, чем проявление полной дерзости в таком возрасте? Музыка тяжелая, поэтому если вы не готовы, то не надо. И прежде чем идти, стоит найти на просторах интернета какую-нибудь выжимку для общего представления, оно или не оно. Шостаковича мы уважаем за многослойность музыки...
    Это действительно сложно, сколько хочешь подготавливайся.......

    Пожаловаться
  • Гребенщикова Анна 14 июнь 2017 написал Гребенщикова Анна

    Шостакович.... знакомы еще с детства, а вернее с музыкальной школы... Я так пробыла недолгое время, но картина висевшая в классе, на которой был изображен строгий юноша..,запомнился,. Его симфонии со временем я все равно слушала, в разные события житейские... но в основном он исправлял и очищал мои мысли и направлял в воинственное русло. Многим Шостакович покажется яростным в своих произведениях, и даже пугающим... Но стоило бы этим людям послушать Вальс Шостаковича № 2 и все сомнения бы развеялись.
    Его я услышала из фильм Кубрика "Широко закрытыми глазами" с участием Николь Кидман и Томом Крузом. Конечно Шостакович не так пугает, но претензии на качество не имею. Потому что нельзя кричать во всю огласку, что это все'"' маяковщина''" советского времени/ Но 2 сезона "Леди Макбет Мценского уезда" продержалась тогда еще в Ленинграде и в Москве. На вкус и цвет. . .

    Пожаловаться