Версия для печати

Академический театр имени Б. А. Покровского. Опера. И. Стравинский. "Похождение повесы".

Академический театр имени Б. А. Покровского. Опера. И. Стравинский. "Похождение повесы".
25 янв 2018
Оцените материал
(107 голосов)

Послушал в Академическом камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского оперу Игоря Федоровича Стравинского «Похождение повесы». Режиссер-постановщик Б.А.Покровский. Дирижер-постановщик Геннадий Рождественский. Возобновленный спектакль ставил Владимир Агронский. За дирижерским пультом Дмитрий Крюков. Это совсем молодой дирижер, но его успехи в оркестре очевидны и несомненны. Главные партии исполнили: Том Рейкуэл- Борис Молчанов; Ник Шэдоу- Алексей Мочалов; Энн- Олеся Старухина. Уникальность этого материала в том, что я уже писал об этом спектакле и этого театра. Пока такого не было, конечно, я написал пять впечатлений от балета «Дон Кихот», но это были постановки разных театров. Как и, например, опера «Дон Паскуале». Было, конечно рассказано о балете «Укрощение строптивой» Большого театра, но один балет был все же на сцене Мариинского театра. Я в общем не вижу в этом ничего странного, моя задача не состоит в том, чтобы рассказывать о спектаклях или что-то куда-то нести, я пишу свои впечатления для себя и поэтому так будет еще не раз.

Понятно, что неизбежно сравнение двух спектаклей. Скажу, что я заметил насколько лучше стал звучать оркестр с большим для себя удовольствием. Был несколько иной актерский состав. Хотя Тома Рейкуэла пел все тот же Борис Молчанов (мне очень нравится его партия Революционер/Епископ в опере Шостаковича «Мракобесие»)… Но Ника Шэдоу исполнил Алексей Мочалов, а не Алексей Морзов (хотя он прекрасно пел в «Блудном сыне» Бриттена и «Марфе» того же Стравинского). Это порадовало, голос гораздо более сильный. Например, дуэт Молчанова и Мочалова во втором действии звучал завораживающе хорошо. В прошлой постановке такого не было. Партию Энн исполняла Олеся Старухина, а не Екатерина Ферзба. Это тоже совсем другое дело и хотя мне очень понравилась Ферзба- Старухина пела много лучше и глубже. Хотя Ферзба прекрасно спела в опере Журбина «Мелкий бес». Образ же Илии в опере А.Моцарта «Идоменей», который создала та же Олеся Старухина вообще один из самых любимых мною женских образов. Так, что в этот раз в «Похождении повесы» для меня все совпало. Моцартовская манера исполнения вообще, как мне кажется конек Старухиной и как нельзя лучше подходит для именно этой оперы Стравинского, не случайно он именно ей заканчивает период своего «неоклассицизма».

Более или менее сюжет я пересказал в прошлых впечатлениях и можно его прочитать. Замечу только, что слуга, который не назначил цену на свои услуги в конце оказывается типичным оперным Мефистофелем, как например в опере «Осуждение Фауста» композитора Берлиоза о котором резкий на язык Стравинский много и нелицеприятно говорил. Вообще опера и продажа души часто живут рядом, можно вспомнить «Фауста» Гуно, например. Ирония судьбы, Стравинский был сложным человеком и на сцене мы видим его портрет работы Пикасо. Познакомил их, конечно Сергей Дягилев, который и открыл Стравинского миру. Но если верить биографическому исследованию о жизни Дягилева Ш.Схейн «Сергей Дягилев. Русские сезоны навсегда» тот ответил ему чудовищной неблагодарность в последние дни Дягилева и потом, хоть и просил прощения… Лично мною не прощен. Как и я никогда не забуду Стравинскому, что он клялся, что писал оперу «Царь Эдип» в подарок Дягилеву, а сам просто не смог ее продать. Это правда не мешает получать удовольствие от постановки МАМТ «Царь Эдип», но характеризует Игоря Федоровича… Вообще, как мало у нас говорят о Сергее Петровиче Дягилеве, просто удивительно насколько народ может быть не благодарен.

А вообще я размышлял, музыка в опере для меня настолько важнее сценического действия, что я его почти не замечаю. Наверно это плохо, но я вижу, как в оркестре девушка за барабанами копается в мобильном телефоне в трем действии, но костюм солистки вряд ли вспомню. Девушка за барабанами очень необычно, тем более хорошенькая. Размышлял я о том, что по сути Стравинский в опере или скорее Оден в либретто будучи далекими от бизнеса показали главный конфликт современности. Это конфликт собственника, который в России, как и герой оперы Том получают собственность в качестве дара небес и менеджера, который подобно слуге Шедоу эту собственность пытается прибрать к рукам. Насколько отсутствие суда в России извратило эту ситуацию. Сколько собственников благодаря «мосгорсудам» и «православнымсудьямегоровым» отправились по этапу и лишились собственности…

В целом я очень доволен тем, что сходил на эту оперу еще раз. В качестве бонуса на сцену вышел чуть живой Геннадий Владимирович. Пока он стоял у сцены его челюсть болталась и не слушалась, но как только он на сцену встал- был вполне бодр.

Прочитано 2271 раз Последнее изменение 07 фев 2018

2 комментарии

  • Алиса Котова 07 фев 2018 написал Алиса Котова

    Действительно хорошая постановка, прекрасная музыка. После просмотра радуешься, что посетил театр в очередной раз и получил заряд эмоций еще на несколько дней вперед)
    Мне кажется, что сравнивать спектакли это неблагодарная вещь. Каждый спектакль прекрасен по своему, в каждом спектакле разная труппа, режиссер, который опять же по своему трактует произведение и по своему хочет отразить какие-то моменты. Разнообразие прекрасно)

    Пожаловаться
  • Дарья Великанова 02 фев 2018 написал Дарья Великанова

    Хочу внести некоторое уточнение: на сцене, на Ваших фото, не Рождественский, а Григорий Спектор (режиссер возобновления спектакля)

    Пожаловаться