Версия для печати

В. Красовская "История русского балета".

В. Красовская "История русского балета".
31 авг 2020
Оцените материал
(17 голосов)

Прочитал книгу Веры Михайловны Красовской «История русского балета». Это блестящее исследование, которое кроме прочего написано с потрясающей теплотой и пониманием предмета изнутри. Как не были бы прекрасны и поэтичны исследователи типа легендарного Гаевского- Красовская балерина и поэтому понимает то, о чем пишет, еще и «телом».

Причем понимает это настолько тонко и пишет об это там красочно, что просто невозможно не перечитывать снова и снова ее строчки. Сейчас закрыты театры и балет можно увидеть только на экране компьютера, если не готовы опоганивться российским телевидением. В этом смысле книги Красовской прекрасная замена балетных спектаклей и неизвестно, что остается в памяти больше ее слова и увиденные па.

Пишет она предельно объективно и здраво. Например, ее нельзя упрекнуть, как Юрия Бахрушина и его «Историю русского балета» за квасной патриотизм, смешные поиски истоков балета в народном хороводе и постыдных попытка везде найти патриотизм и народность, даже в тяжело больном Нижинском. Красовская молодец! Она, прекрасно владея фактурой не превращается в карикатуру, как Бахрушин. Может быть, она излишне перечитала «Наш балет» А.Плещеева и из-за этого в «легендарной истории» была нудновата, но в целом все прекрасно.

Начинается русский балет со спектакля «Балет об Орфее и Эвридике» (1673) поставленном для царя Алексея Михайловича силами выходцами из немецкой слободы и, как всегда, в России подавалось, как иноземное развлечение. Далее было забыто и только в 1737 году Императрица Анна Иоановна приказала Ланде создать балетную школу в России. Вскоре появились легендарные танцовщицы типа Аксиньи Сергеевой, которая, как писали газеты в 1751 году, не уступала иностранным танцовщицам. Далее следовал расцвет «крепостных балетов» это да, было подлинно русским национальным явлением потому, что рабство и балет нигде в мире не существовали одновременно. Далее в Россию приехал Дидло и руководил балетом долгие годы. При нем сформировался слой балетных музыкантов и балет стал не только сопровождением оперы, но и почти самостоятельным искусством. Правильно оценена фигура Вальберха, которого Бахрушин называет подлинно русским хореографом и указано, что учился хореографии тот в Париже, а не на сеновале с крепостными во время хороводов. А руководил он балетом вместо Дидло потому, что тот во время наполеоновских войн покинул Россию, тогда же он и ставил патриотические балеты, которые успеха не имели. Далее мелькает гастроли Тальони, Титюс и прибытие Петипа. Андриянова (любовница Гедеонова- смотрителя Императорских театров) танцует с Тальони, Гедеонов тусует с Эльслер, которая его унижает. Появляется Жюль Перро (вероятный автор «Жизели» по крайне мере балет поставлен для его жены Карлотты Гризи, а автор музыки Андан был ее любовником). Санковская танцует «Жизель» и готовится давать уроки Косте Алексееву, которому повезет стать Станиславским. Появляется Сен-Леон и ставит патриотичного «Конька-Грбунка», который имеет бешённый успех. Сен-Леон даже выучивает русский в отличие от Петипа, который так и не выучил за всю жизнь.  Но Сен-Леон уезжает в Париж, он по мнению русских глупцов «исписался» и ставит там гениальную «Коппелию», которая до сих пор будоражит умы.

Далее век Петипа разница в Москве и Питербурге «Лебединного озера» и «Дон Кихота». Гениальные «Баядерка» и «Спящая красавица» и наше все «Щелкунчик». Но все было не просто, в середина веа Петипа высадился итальянский «десант» Цукки и Линьяни смели «великих» русских балерин и только Кшесинская как-то смогла их потеснить со сцены, не без помощи Императора Николая последнего. Ну и да Лев Иванов со своим талантам- мешал Петипа и поставил гениальный и главный акт, главного балета «Лебединое озеро». Петипа уход на пенсию, с позором, как не обидно.

Время Легата бысро прошло и появился Михаил Фокин. Дягилев, Нижинский- Карсавина- Русские сезоны и Фокин («Павильон Армиды», «Шехерезада», «Призрак Розы» и он бессмертный хореограф. Возникает фигура Александра Горского, он ставил и раньше «Дон Кихот», а Петипа плакал по-стариковски. Горский к Дягилеву не успел из-за войны и остался в СССР, был любовником Гельцер- ставил для нее балеты, а на его «строила». Это правда от меня, приличная Красовская закончила рассказ о Русском Балете «Третьим сезоном» и только в книге Нижинский продемонстрировала, что все отлично знала и понимала. На последних страницах спела оду осколку Дягелевского балета товарищи Баланчину.

Для советской книги- невероятно хорошо. Не устаю восторгаться этой женщиной!

Прочитано 3401 раз Последнее изменение 01 сен 2020