Версия для печати

В. Манский. "Частные хроники. Монолог.".

В. Манский. "Частные хроники. Монолог.".
03 апр 2017
Оцените материал
(101 голосов)

Посмотрел неигровой фильм Виталия Манского «Частные хроники. Монолог» (1999). Фильм имел некую фестивальную судьбу и получал какие награды. Если подходить к оценке этого фильма исходя из того, что «самое главное это величие замысла» то с фильмом все прекрасно. Если посмотреть, как этот великолепный замысел реализован то получает стандартное разочарование. Лично я больше не буду смотреть фильмы Манского, возможно новые, но копаться в его творчестве прекращаю.

Фильм представляет собой нарезку любительской съемки от 1961 года- года рождения персонажа о котором рассказывают до 1986, года н погибает. Это такое рассказ с претензией на освящение судьбы поколения. При этом, как мне кажется о судьбе поколения он говорит очень мало, если вообще ничего. Я, конечно, на 10 лет моложе основного персонажа фильма и возможно поэтому мне показалось, что… Видео съемка в то время, да еще частная была большой редкостью, именно поэтому кадры диктовали текст, а нотка предельной откровенности, взятая в тексте, натыкалась на разные лица в кадре и рождала ощущение фальши.

Виталий Манский стал режиссером о котором рассказывается на нашем проекте после фильма «В лучах солнца» о жизни в Северной Корее или о том, что ждет Россию в конце пути «запутина». Потом мы рассказали о его фильме «Труба», который по своей бессмысленности создавал эффект глубины. Далее была «Девственность», где автор издевался над провинциальными российскими девчушками, которые в силу полной безысходности российской жизни были вынуждены продавать свою девственность. При этот их попытки не унывать и видеть в проституции не падение, а красивую жизнь не получали никакого осмысления. Если в «Трубе» его и не требовалось, то тут создавался эффект унижения. Как в 90-е годы было модно заказывать девушку, приказывать ей раздеться и стоять по стойке смирно голой на столе. Манский в общем режиссер примерно такого уровня.

Фильм «Частные хроники. Монолог» это нарезка разных никак не связных кадров и текст, который рассказывает историю, которая по замыслу режиссёра должна быть типичной. Таким образом должен был родиться документальный кино образ поколения. Но текст явно не совсем типичная история поколения, а скорее подстроенная под найденные кадры история самолюбования авторов. Автору очень хочется представить свой образ предельно красивым. Он вставляет слова об отъезде Бродского и Синявского, даже передает отголоски от размышлений от вышедших на Красную площадь в знак протеста против Советской оккупации Чехии. При этом он формирует образ ребенка… Мне кажется есть что-то отвратительное под кадры чужой тетеньки доверительно сообщать от имени ребенка пяти лет, что на юге он первый раз увидел маму голой. Не менее отвратительно сообщать публике, как маму много и со вкусом чужие мужчины водят в спальню.

Если кто-то умает, что это мною надерганные частности то он ошибается. Все его повествования о том, что, когда он с девочками готовил доклад на тему мирной политики СССР у него встал член, могли бы иметь какой-то смысл или значение, если бы это рассказывал о себе живой человек. Когда мы имеем подобранный под видеоряд текст от первого лица и при этом он лишен художественности и образности я не готов.

Понятно, что, например, псевдодокументализм Ульриха Зайделя в крайних своих проявлениях типа «Потери неизбежны» тоже не отличается полной достоверностью, но в его случае она оправдана тем, что несет определенную образность, которая стилизована так. Если же нет и стилизованности, а есть случайный видео ряд и текст претендующий на откровенность мы получаем что-то близкое к российскому телевидению. Постыдное явление и ничего более, обман глупых и к тому же не образованных бывших советских инженеров, которые в моральном плане дожив до пенсии так и не стали полноценными людьми, они прибывают в стадии «имаго», как хорошо показала Людмила Улицкая «Зеленом шатре». А им вместо того, чтобы пояснить, что художники передвижники к искусству имеют ровно такое отношения, как и Кандинский или Ван Гог подкидывают «пайку треша типа крымнаш- бюстцарямироточит»- об этом писал еще Исая Берлин.

В общем остается вспомнить только песенку Васи Обломова про внутреннюю эмиграцию и сделать ее внешней. Невыносимая легкость бытия на просторах России становится слишком опасной и совершенно бессмысленной. Не могу разделить оптимизм В. Высоцкого, который пел «я успеваю улыбнуться, я видел кто придет за мной». За нами нет никого, а такие деятели, как Виталий Манский способствуют тому, что уж точно ничего не пришло. Рисуют странную мифологию, которая вместо тепла рождает ощущения использованности и крайнего цинизма тех, кто хочет нас использовать, прямо, все как в церкви.

Хотя, мне очень понравилось, как ближе к концу герой говорит, что ему снилось, как людей бросают в воду на праздник Нептуна, но это выглядело, как освобождение воздушного шара от баласта. Но рассуждать на эту тему не этично и вообще даже здравые попытки избавить планету от баласта в виде людей плохо заканчиваются.

Прочитано 2369 раз Последнее изменение 06 апр 2017

2 комментарии

  • Евгения Васильева 24 дек 2018 написал Евгения Васильева

    Фильм интересный и хочется сказать спасибо режиссеру за такую огромную работу. Надо проделать столько! Наверное, не каждый возьмется за такое
    Но фильм показался немного однобоким. И на тот момент его переоценили. Не было же такого, а появилось такое чудо...
    Не хватает что ли киношного что-то, именно художественного. Документалки хоть отбавляй, но ее сложно смотреть без драматургии

    Пожаловаться
  • Анфиса Малахова 03 мая 2017 написал Анфиса Малахова

    Можно счесть работу Виталия Манского --как удачное и наглядное пособие по монтированию фильмов. Душевненько так, смотреть можно и я уверенна,что аудитория начинается с 30+
    я не рядом, но прекрасно могу понять желание обогатить себя чем то семейным путем пересматривания семейных фотографий. Манскому удалось создать такое приятное впечатление. И все из за четкой передачи советского уклада, манерность, тона. Эпоха та еще в нас и вокруг нас, и каждый скучает по этой частице. Что то должно будет произойти через 83 года, и мы будем так же вспоминать, но уже об этих днях .
    Текст Цекало хочется принимать за правду, но давайте не будем забывать откуда родом Манский, откуда родом Александр Цекало и прочие "душевные" личности с задушевными текстами.
    Я смотрела не отрываясь. Всем поколениям должно будет интересно.

    Пожаловаться