Версия для печати

Р. Седлачек. "Ян Палах".

Р. Седлачек. "Ян Палах".
21 сен 2018
Оцените материал
(105 голосов)

Посмотрел фильм режиссера Роберта Седлачека «Ян Палах» (2018). В главных ролях Виктор Завадил. Сценарий написала легендарная Эва Кантуркова, которая была спикером «Хартии-77».  Премьера фильма состоялась в дни 50-ти летия вторжения войск СССР и «Варшавского договора» в Чехословакию для последующей оккупации. Фильм рассказывает о последних месяцах жизни Яна Палаха. Сегодня именем Палаха названы множество улиц и площадей по всему миру.

Поступок его известен во всем мире. Менее известно, что аналогичные действия предприняли около 100 чехов и многие, как и Ян Палах скончались. Наверное, не стоит говорить, что это был за поступок. Трудно найти человека, который бы не знал, что ЯН Палах совершил самосожжение, как последний протест против оккупации его Родины. Можно много говорить о то правильно и хорошо ли так поступать, однако мужество этого человека не вызывает сомнения. Не вызывает сомнение и тот факт, что его поступок стал не концом «Пражской весны», а начало сопротивления режиму оккупации, которое закончилось освобождением Чехословакии! Понятно, что в России этот фильм покажут очень нескоро и информации о нем не будет. Фильм я смотрел в Праге на чешском языке. Это второй фильм, который я смотрел на чешском в кинотеатре. Первым был фильм «Милада», который рассказывал о судьбе великой дочери чешского народа Миладе Гораковой. Можно долго рассуждать о том, что мой выбор фильмов тенденциозен, но это мой выбор.

Ян Палах фигура не простая и совсем не однозначная. Поступок его безусловно героических, хотя трудно его принять и понять. Особенно на фоне того, что у Яна была мама, для которой он был единственным сыном. У него была девушка, которая его любила. Он пользовался успехом и просто у девушек, которые его соблазняли. Ждала ли его блестящая карьера? Не думаю, он был слишком серьезным и странным. Странности его хорошо передал актер, который исполнял главную роль. Странным кажется, что он чех не пил пиво. Странно, что, оказываясь в постели с красивой девушкой, которая ему была симпатична он не проявлял себя, как мужчина. Но то, как он верил в идеалы справедливости и был готов отстаивать их с риском для жизни, а это мы видим в сценах, где показана его работа в комсомольском лагере в Казахстане. То, как он любил свою Родину, а это видно по его поведению на работе во Франции заставляет его безусловно уважать. Получить больше информации о Яне Палахе можно по адресу http://janpalach.eu/en/default/index

Если говорить о фильме, то он получился странным. Нет в нем не духоподъёмной силы, просто жизнь. Чешское кино, это кино маленького героя, которого лучше всего показал Иржи Мензель. Когда объектом становится большой человек, которым без сомнения был Палах что-то странное происходит. Не мне учить Эву Кантуркову, но не показать победу чешского духа и народа в конце, не показать площадь Палаха я бы не смог. Тяжелое и гнетущее впечатление произвел фильм. Трагедия отдельного человека на фоне обычной жизни. Полное отсутствие пафоса и гордости победителей. Это очень по-чешски и этого мне не понять. Я явно русскоязычный и плохо понимающий по-чешски, всем в зале было понятно, кто я. Дело было в кинотеатре около бывшей станции метро «Московская», которая теперь называется «Андел»-ангел. Я не встретил ненавидящих взглядов в зале. Наоборот, милый голоногие чешки (они сильно ярче и красивее россиянок), строили мне глазки. Я никогда не прощу спецслужбам и РПЦ того, что они сделали с моей страной и моей судьбой. Они же смогли простить. Смогу ли я стать таким же? Моя «Невыносимая легкость бытия» совсем иная. Я часто повторяю- неснесительна легкост быти и не могу это принять. Прихватить пару попов с собой вместо самосожжения…

Если говорить о фильме, он странный это не «новая волна» не Хитилова и не Форман. Это не нежный Мензель, что это трудно сказать. Это кино самобытного народа с трагической судьбой, которое трагична, как и эта судьба во всем его многообразии. Много в фильме и очень чешского. Чешские женщин безусловно тоталитарное россиянок. Они хотят и контролируют все сферы жизни мужей и детей, не оставляя свободного пространства. Это мы четко видим в фильме. Интересен и быть, который показан в кино. Ботинки Яна Палаха мы в СССР такие могли видеть только в кино, норковая шуба его матери. Не знаю были ли в Москве норковые шубы в 1968, но в Сибири и шапки были редкостью. Еда, которая продавалась в магазинах.

Ну и, конечно, Палах для Чехии сделал многое. Могли ли чехи положить весь свой народ в борьбе с СССР? Могли. Соотношение чехов и оккупантов было 1 к 10. Даже просто уехало из Чехословакии 500 000 это примерно столько, сколько было солдат Варшавского договора. Но чехи покорились и жили в оккупации до победы Вацлава Гавела. Поступок Яна Палаха стал своеобразным искуплением трусости народ. Он искупил это своими муками и своей смертью. Его смерть открыла дорогу сопротивлению и, конечно будущей победе.

Возможно, лучше о событиях тех дней и Яне Палахе расскажет другой фильм, который можно найти даже на просторах рунета. В 2013 году был снят сериал польского режиссера Агнешки Холланд «Неопалимая купина». Он рассказывает историю Чехословакии глазами адвоката Дагмар Бурешовой (удивительно, но это настоящий во всех смыслах человек), она защищала погибшего Палаха в суде от нападок коммунистов. Бурешова, в 1989 стала министром юстиции, в 1990-1992 была председателем палаты депутатов чешского парламента. Режиссер Агнешка Холланд во время «Пражской весны», принимала участие в студенческом движении была арестована.

Прочитано 3094 раз Последнее изменение 24 сен 2018

1 Комментарий

  • Анна Мергасова 04 янв 2020 написал Анна Мергасова

    Такие фильмы однозначно должны существовать. Может быть этот фильм и странный. Но он показывает отношение режиссера к Яну Палаху. Он неоднозначная фигура, а значит чтобы сформировать свое мнение - нужно посмотреть и выслушать другие точки зрения.
    Это главная причина, чтобы посмотреть этот фильм.

    Пожаловаться