На Западе твоему самовыражению могут мешать только отсутствие денег. Но тут опять же ссылаясь на великих- писать картины или снимать фильмы это ремесло, а находить на это деньги или продавать- высокое искусство. Озон успешен и востребован, трудно сказать почему. Может быть потому, что идет на поводу у денег или может быть умеет вести деньги за собой. Но очевидно, что его максимализм и юношеский задор ранних фильмов имел серьезный заряд нон-конформизма. Правда не все, кто начинал, как нон-конформист смог и остаться на этих позициях. Анатолий Кулик, который голым сидел в клетке и кусал посетителей выставок, теперь организует лазерные шоу в ЦУМе, где самая простая тряпочка-маечка стоит 500 евро.
«Виктор»- совсем короткий фильм, его продолжительность 14 минут. Сюжет совершенно прост. Подросток из богатой семьи решает покончить собой. Пишет записку, но в последний момент передумывает и убивает своих родителей. Убив родителей он… долго живет с ними в спальне, и таскает их трупы за собой повсюду. Его горничная приводит к себе любовника и напоследок они все вместе занимаются групповым сексом. Особую роль в фильме играет садовник, который несколько раз сообщает герою, что он за 50 лет работы в саду понял, что природа сама все исправит.
Что тут сказать? Уже в этом фильме проявилась любовь Озона к красивой женской груди и метафорам, которые приводятся в несколько шокирующем виде. Подросток выбирая путь решил не убивать себя, а следовать зову не понятно чего. Он убивает родителей и начинает свой путь в мир с того, что использует их как декорацию в своей жизни, а потом… закапывает и едет в Париж. Наверно взрослеть можно и так.
«Роза между нами» фильм продолжительностью 27 минут. Сюжет прост и не претендует на мифологизм и глубокие метафоры. Девушка убегает из парикмахерской отказавшись платить. Парикмахер ее ловит и она соглашается заплатить ему прекрасным вечером. Они встречаются в ночном клубе и отправляются на сексуальную работу по обслуживанию двух мужчин. Наш парикмахер не хочет, что бы его трахали в задницу, но пример девушки и деньги снимают возражения.
Далее следует ссора на почве денег, попытки насилия и примирения. Парень возвращается на свою работу и начинает развивать отношения со своим коллегой, который, как выяснилось в клубе тоже гей. Задница- важная штука… Озон уже тогда виртуозно выбирал женские груди для съемок в фильмах. Актриса, правда обладала и другими талантами… Напряженная атмосфера и переживания героев в фильме есть тоже. По сути, все последующие фильмы Ф. Озона в той или иной части уже тогда были в его голове. Это не только о груди, тут ведь… Великий Годар обожал волосы на женском лобке и снимал их в каждом фильме всю жизнь, Ромер так и не избавился от страсти к маленьким попкам… Вопрос в том, что данные символические фетиши развивают сюжетные линии лучше любых мыслей. Вспомним страсть к кружевному женскому белью в Бунюэля? Сколько он всего придумал, что бы его показать!
В целом я наверно не буду больше писать о творчестве Ф. Озона.