Версия для печати

Большой театра России. Балет. Л. Минкус. "Баядерка".

Большой театра России. Балет. Л. Минкус. "Баядерка".
28 окт 2017
Оцените материал
(146 голосов)

Посетил историческую сцену Большого театра России и посмотрел балет на музыку Л.Минкуса «Баядерка». Хореография М.Питепа, хореограф постановщик Ю.Григорович. Главные партии Никия (баядерка) Анна Никулина, Солор- Владислав Лантров, Гамзатти Мария Аллаш. Собственно говоря, наличие на сцене Владислава Лантрова достаточное основание для восторгов.

Несомненно, гениальны танцовщик, лидер поколения Большого театра, а сейчас возможно и мирового балета, как Юрий Посохов, Сергей Филин, ранний не травмированный Николай Цискаридзе. То, что Лантров делает на сцене совершенно невероятно, каждое его появление и уход со сцены сопровождается овациями и они вполне заслужены. Никулина и даже Аллаш смотрелись рядом с ним не очень. Не случайно желая поддержать молодую Никулину, он вышел на сцену, когда та после виртуозного танца получала довольно жидкие аплодисменты и грянул гром. Отношение публики к Лантрову назвать, как-то еще, кроме совершенно восторженным нельзя.

«Баядерка» классический спектакль и по популярности его можно сравнить только с «Дон Кихотом»- мы рассказывали об этом спектакле Большого театра России, где главную партию танцевал тот же Лантров, а партию Китри исполняла Мария Александрова. На нашем проекте вы найдете впечатления от спектакля «Баядерка» Чешского национального театра и Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Что можно сказать? При всем моем скепсисе относительно Петипа и Григоровича спектакль Большого театра не подлежит никакому сравнению с этими довольно качественными постановками. Большой театр имеет Лантрова и этого достаточно для того, чтобы быть лучшим. Хотя замечу, что падения балерины в начале второго акта в составе восьмёрки, а потом еще одно падение уже в составе четверки Большому театру честь не делаю. Надо понимать, что Григорович создал этот спектакль, назвав его воссозданным, под себя и массовые сцены, синхронность, отточенность его фирменный стиль, как, например, в балете «Спартак». В целом это не очень хорошо.

О балете «Баяерка написано много, поэтому остается только поискать детали:

- Например, Людвига Минкуса часто называют австрийцем потому, что он родился и умер в Вене, но по национальности главный, после Чайковского балетный композитор чех. Забавно, я тут читал предисловие к произведению Кафки так, вот того записали в немцы, даже забыв, что он еврей. Чехом же великодержавный россиянин Кафку и вовсе считать не хотел, как собственно и Гейне он называл немцем. Забавно, быть чехом не самая простоя задача, например, создатель сети Макдональдс Эдмунд Крок тоже чех, но кто это помнит? Даже то, что крок это по-чешски шаг остается для многих загадкой.

- Говоря о хореографии «Баядерки» почти всегда выпускают имя Александра Горского, а ведь именно он создал спектакль, хотя бы в контуре, который мы сейчас видим. Григорович рассуждает о том, как он бережно обращался с наследием Петипа, но партии Раджи и Брамина, которые состоят из пантомимы и играли у Петипа важную роль свел к минимуму, а партию Гамзатти, которая тоже была скорее мимической, сделал по настоящему прекрасной танцевальной. Это безусловно верно потому, что десятки балетов Петипа исчезли и никогда не появятся на сцене как раз из-за обилия мини-данса. «Коппелия» тому лучшее подтверждение и опровержение. Сразу вспоминается, еще один забытый автор «Баядерки» С.Н.Худенков. Это блистательный журналист, автор фундаментального исследования «История танцев» в четырех томах. Именно он написал либретто к «Баядерке» и еще десятка балетов Петипа. Вообще соотношение в современном балете мимических и танцевальных элементов очень непростой вопрос.

- Петипа, как и его наследник по прямой линии Баланчин и собственно Григорович, восхищались партиями женскими и основной упор делали именно на балерин. Современный же балет, безусловно, но в первую очередь балет мужской и мужские балетные партии не только важнее женских, но и вызывают у публики больший восторг. Это меняет и состав публики в целом, сейчас на балете все больше одиноких мужчин и все меньше женщин. Я не про сексуальную ориентацию, отнюдь.

Вообще восхищаться Лантровым можно бесконечно, как и Аллаш, к которой мы в общем привыкли, но вот Никулину я видел на сцене впервые и могу сказать, что это очень достойная, невероятно пластичная балерина. Правда стоит отметить, что она, видимо, как и я пересмотрела много раз то, как Никию танцевала М.Плисецская. Наверно, все балерины подражают друг-другу таковы законы жанра, но тут я видел прямо дословное исполнение, хотя возможно это и есть правильно, хотя той энергетики все равно нет и даже в живую ее нет, как не странно.

Безусловно стоит отметить невероятный танец «Золотого божка», который буквально замирал в воздухе в исполнении Михаила Кочана и Александра Водопетова в партии раба. Это тот самый случай, когда гений Лантрова имеет очень достойное обрамление.

Прочитано 2826 раз Последнее изменение 17 нояб 2017

1 Комментарий

  • Евгения Васильева 19 нояб 2018 написал Евгения Васильева

    Мне кажется, что одну и ту же постановку всегда интересно смотреть в разных театрах. Ты вроде бы начинаешь сравнивать - а тут вот это, а тут вот так. И приходишь к выводу, где лучше, где хуже, где чуть-чуть не доработано.
    Но для знакомства с балетом в целом или с любимым произведением все-таки нужно идти в лучший театр, который может показать все и даже больше)

    Пожаловаться