Пересказывать известный всем роман смысла нет никакого. Отмечу только, что если в романе мы видим жертву рока и полную безнадежность, то у Полански это дела человеческие. Фильм получил три «Оскара» во второстепенных номинациях, и три номинации, две из которых- лучший режиссер и лучший фильм. Как не удивительно фильму дали и BAFTA (Полански игнорировал сбьемки в Британии опасаясь высылки в США) правда за операторскую работу. Три премии «Сезар» и еще три номинации на эту премию. Добавим два «Золотых глобуса» и две номинации на него и получится полная картинка триумфа.
Над фильмом работали:
Романа Полански, выдающийся американский режиссер польского происхождения, который имеет, пожалуй, самую скандальную репутацию в мире кино. Мы писали о его фильмах «Ребенок Розмари» и «Неистовый» , «Девятые врата». Не думаю, что стоит останавливаться на его фигуре. Впереди у нас еще много рассказов о его кино.
Настасья Кински, девушка редкой красоты, которая превратилась в обычную женщину. Мы писали ее дебютной роли в фильме Вима Вендерса «Ложное движение» (вторая часть трилогии Вима Вендерса) тогда ее розовые трусики и определили место в кинематографе. Снималась она и в культовом фильме Вендерса «Небо над Берлином-2». На момент сьемок «Тэсс» была любовницей Полански, который только, что потерял беременную жену и был в центре скандала по поводу орального и анального изнасилования 14-ти летней девушки. За роль в фильме «Тэсс» она получила номинацию на «Сезар» и «Золотой глобус» в разделе «Прорыв года», а также номинацию в разделе «Лучшая женская роль». Следующей громкой награды, которая была дана в виде номинации на «Сезар» за фильм режиссера Ж.Дере «Болезнь любви» ей пришлось ждать 7 лет и пока это все ее награды. Зрители широкого круга любят телефильм «Крестная мать», где она исполнила главную роль.
Джон Колин, на момент съемок фильма очень известный актер, снялся в сотне фильмов, но через два года после премьеры «Тэсс» он умер.
Питер Ферт, получил «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар» за фильм Синди Люмет «Эквус» за пару лет до съемок в фильме Р.Полански «Тэсс». Но больше наград не имел. Очень увлекся типажными ролями, да и вообще на ролях второго плану трудно выдвинуться. Снимался в фильме великого и ужасного Аттенборо «Страна теней».
Трогательный и нежный костюмированный исторический фильм с большим бюджетом и Полански… Заметим, что этот фильм на момент премьеры был самым крупнобюджетным фильмом Франции. Снимался он в построенных специально для него декорациях, даже Стоунхедж был не настоящий. Полански только похоронил беременную жену, причем ребенок практически родился… Трогательно, он говорит, что томик романа Томаса Харди «Тэсс из рода Д Эрбервиллей» было последнее, что дала ему жена перед смертью. Все бы ничего, но в тот момент он не просто нашел утешение в объятия Настасьи Кински, но еще и находился в судебном процессе по поводу того, что трахнул в рот и попу 14-летнюю девочку. В общем деликатный человек и девственности ее не лишил, девочка, конечно была еще та, но все это вместе не способствуют ореолу романтизма….
Фильм близок к сюжету и акценты режиссера скорее носят второстепенный характер. Перед нам красивые пейзажи, которые кажется сошли с картин художников барбизонской школы. Это дает дополнительную достоверность, нет размазанности импрессионистов, их эпоха не пришла, ее скорее возвещает солнце, которое встает в финальной сцене на макете Стоунхелжа. Собственно, титры о том, что барышня была казнена за убийство в лучах этого восхода, воспринимаются весьма двусмысленно, особенно в свете убийства жены Полански. Но в целом фильм порадовал, нам показали сильную и умную девушку, которая всю свою жизнь была объектом торговли, отцом или матерью, но найдя покупателя не смогла смириться с отсутствием любви. Лично мне приятнее ее «кузен», а не размазня сын пастора, но сердцу видимо не прикажешь. По крайне мере перед тем, как удить его она получила в постели то, что может дать настоящий мужчина. Интересно сильно ли она была разочарована отдавшись своему законному мужу через годы после брака? Не менее интересно, как сложилась судьба ее пятерых сестер-братьев после приговора. Смогли ли они как-то обустроить свою жизнь без помощи ее любовника? В целом это произведение, фильм Полански, а не роман Харди — это гимн безответственности. Занимается сексом и заводит ребенка обрекая его на смерть. Не говорит отцу из гордости. Кто она? Мужчина- женится на ней и бросает без средств к существованию, видите ли она не целка. Кто он? Не знаю, меня такие истории не трогают совершенно. Скорее вызывают глубокое раздражение и удивление человеческой безответственности.