Балет этот поставлен по мотивам романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина». Дирижер постановщик Пол Коннелли. В спектакле заняты лучшие примы театра Наталья Сомова, Ольга Сизых, Екатерина Иванова. Для полноты картины не хватает только блистательной Кардаш. Это был третий спектакль, но в нем танцевал состав полностью идентичный первому спектаклю. Это была последняя премьера этого сезона. Спектакль безусловно яркий, запоминающийся и интересный. Правда назвать его в полном смысле балетом довольно сложно.
Надо сказать, что в последнее время современные хореографы довольно редко берутся за постановки балетов с сюжетом. Обычно мы наблюдаем три одноактных балета на музыку разных композиторов в которых хореографы демонстрируют разные грани своего творчества. В этом смысле решение Кристиана Шпука ставить балет с сюжетом заслуживает внимание. Однако, нельзя не заметить, что в нем использовалась музыка четырех разноплановых композиторов. Причем Рахманинов, на мой взгляд не совсем гармонично сочетался с Лютославским. Я не являюсь ретроградом и охранителем. Рахманинов мне не близок и не дорог, довольно нервная музыка, тяжелого человека, который переживал серьезные проблемы, связанные с творчеством. Безусловно его человеческая позиция относительно СССР мне гораздо ближе чем позиция И.Ф.Стравинского, который в СССР приезжал и много работал. Но музыка его мне не близка. При этом она настолько отличается от того, что писал Лютославский, что объединить это в один балет, возможно было не совсем правильно.
Я безусловно поклонник немецкой балетной школы и ученики Кранко вызывают у меня энтузиазм неизмеримо больший чем последователи Баланчина или Аштона или Роббинсона. Но в данном случае мой любимый рассказ о том, что после этого спектакля Баланчин и Аштон курят, а Кранко подход, хлопает их по плечу и говорит, что переживать не стоит потому, что в учебниках по истории балета о них тоже напишут. Нет дело даже не в том, что у того же Роббинсона получается несколько гармоничнее. Дело в том, что видимо совсем уж радикальные «Needcompany» сделали Шпука слишком уж не вписывающимся в традиции балета. Не случайно его даже из Штутгардского балета вытеснили, а его слова о том, что пуанты нужно из балета изживать передают, как анекдот. Я не против четырех оперных партий, которые во время балета исполнила Лариса Андреева. Но вот катание по сцене на велосипеде меня покоробило, дело не в том, что велосипед заимствован из оперы «Кармен»- хотя это тоже не приятно. Балет все же подразумевает фуэте и па де де, а не велосипед и оперу. Возможно, для раскрытия образа Стива танцовщику и нужно было лезть горничным под юбки, хотя не уверен. Но вот раздевание на сцене Анны Карениной все же было лишним. Нет я с удовольствием полюбовался бы не только на корсет, но и на голое тело Натальи Сомовой, которая если и уступает Кардаш в пластике, то в красоте точно нет. Дело в том, что балет… Нет, конечно балет никому ничего не должен и ожидания зрителей — это их проблемы, как говорят российские футболисты.
В любом случае зрелище было восхитительным. Впечатления очень положительные и эмоции, которые были получены полностью позитивны. Обращало правда на себя внимание, что технические возможности танцовщиц использовались мягко говоря не полностью, девушки могли показать неизмеримо более сложные танцы. Партнеры же их вызывали у меня только одну мысль, причем не веселую. Да Кристиан Шпук пришел в балет в 18 лет. Понятно, что дети в России в балет приходят в 4 года. Поэтому то, что могут делать они просто не доступно танцовщикам, которые начали в 18. Шпук безусловно мужские партии создавал «под себя» и настоящим балетным артистам они просто, как бы это сказать… Возможно, как если бы их отправили на конкурс бальных танцев и они слегка не использовали бы свои главные таланты. «Ундина», которую я не так давно смотрел в Большом Театре России не оставляла такого впечатления. Хорошо ли это?
Бещусловно «Анна Каренина» зрелице восхитительной и потрясающей красоты. Безусловно такие спектакли в России сейчас нужны без всяких, но… Однако, вспоминая «Татьяну» Ноймайера я думаю, что балетные спектакли могут быть прекрасны и не будучи настолько радикальными. Мир не стремится к лучшему, он стремится к упрощению всего и вся, это не хорошо и не плохо, просто так есть. Но даже этот процесс может быть приятным, я не сторонник «Сильфид», но и мне так же не
совсем комфортно смотреть набор «мини-макса» на балетной сцене. Хотя возможно просто, действительно Ноймайер на сегодня лучший балетмейстер, который гордо несет знамя немецкого балета и утверждает его первенство, слегка оставляя место для Роббинсону, а Кристиан Шпук еще найдет свой голос.