Версия для печати

МАМТ. Балет. К. Шпук. "Анна Каренина".

МАМТ. Балет. К. Шпук. "Анна Каренина".
19 июль 2016
Оцените материал
(132 голосов)

Посмотрел в Московском Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко балет на музыку С.В.Рахманинова, В.Лютославского, С.Цинцадзе, И.Барданашвили. Балет этот создан выдающимся балетмейстером современности Кристианом Шпуком.

Балет этот поставлен по мотивам романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина». Дирижер постановщик Пол Коннелли. В спектакле заняты лучшие примы театра Наталья Сомова, Ольга Сизых, Екатерина Иванова. Для полноты картины не хватает только блистательной Кардаш. Это был третий спектакль, но в нем танцевал состав полностью идентичный первому спектаклю. Это была последняя премьера этого сезона. Спектакль безусловно яркий, запоминающийся и интересный. Правда назвать его в полном смысле балетом довольно сложно.

Надо сказать, что в последнее время современные хореографы довольно редко берутся за постановки балетов с сюжетом. Обычно мы наблюдаем три одноактных балета на музыку разных композиторов в которых хореографы демонстрируют разные грани своего творчества. В этом смысле решение Кристиана Шпука ставить балет с сюжетом заслуживает внимание. Однако, нельзя не заметить, что в нем использовалась музыка четырех разноплановых композиторов. Причем Рахманинов, на мой взгляд не совсем гармонично сочетался с Лютославским. Я не являюсь ретроградом и охранителем. Рахманинов мне не близок и не дорог, довольно нервная музыка, тяжелого человека, который переживал серьезные проблемы, связанные с творчеством. Безусловно его человеческая позиция относительно СССР мне гораздо ближе чем позиция И.Ф.Стравинского, который в СССР приезжал и много работал. Но музыка его мне не близка. При этом она настолько отличается от того, что писал Лютославский, что объединить это в один балет, возможно было не совсем правильно.

Я безусловно поклонник немецкой балетной школы и ученики Кранко вызывают у меня энтузиазм неизмеримо больший чем последователи Баланчина или Аштона или Роббинсона. Но в данном случае мой любимый рассказ о том, что после этого спектакля Баланчин и Аштон курят, а Кранко подход, хлопает их по плечу и говорит, что переживать не стоит потому, что в учебниках по истории балета о них тоже напишут. Нет дело даже не в том, что у того же Роббинсона получается несколько гармоничнее. Дело в том, что видимо совсем уж радикальные «Needcompany» сделали Шпука слишком уж не вписывающимся в традиции балета. Не случайно его даже из Штутгардского балета вытеснили, а его слова о том, что пуанты нужно из балета изживать передают, как анекдот. Я не против четырех оперных партий, которые во время балета исполнила Лариса Андреева. Но вот катание по сцене на велосипеде меня покоробило, дело не в том, что велосипед заимствован из оперы «Кармен»- хотя это тоже не приятно. Балет все же подразумевает фуэте и па де де, а не велосипед и оперу. Возможно, для раскрытия образа Стива танцовщику и нужно было лезть горничным под юбки, хотя не уверен. Но вот раздевание на сцене Анны Карениной все же было лишним. Нет я с удовольствием полюбовался бы не только на корсет, но и на голое тело Натальи Сомовой, которая если и уступает Кардаш в пластике, то в красоте точно нет. Дело в том, что балет… Нет, конечно балет никому ничего не должен и ожидания зрителей — это их проблемы, как говорят российские футболисты.

В любом случае зрелище было восхитительным. Впечатления очень положительные и эмоции, которые были получены полностью позитивны. Обращало правда на себя внимание, что технические возможности танцовщиц использовались мягко говоря не полностью, девушки могли показать неизмеримо более сложные танцы. Партнеры же их вызывали у меня только одну мысль, причем не веселую. Да Кристиан Шпук пришел в балет в 18 лет. Понятно, что дети в России в балет приходят в 4 года. Поэтому то, что могут делать они просто не доступно танцовщикам, которые начали в 18. Шпук безусловно мужские партии создавал «под себя» и настоящим балетным артистам они просто, как бы это сказать… Возможно, как если бы их отправили на конкурс бальных танцев и они слегка не использовали бы свои главные таланты. «Ундина», которую я не так давно смотрел в Большом Театре России не оставляла такого впечатления. Хорошо ли это?

Бещусловно «Анна Каренина» зрелице восхитительной и потрясающей красоты. Безусловно такие спектакли в России сейчас нужны без всяких, но… Однако, вспоминая «Татьяну» Ноймайера я думаю, что балетные спектакли могут быть прекрасны и не будучи настолько радикальными. Мир не стремится к лучшему, он стремится к упрощению всего и вся, это не хорошо и не плохо, просто так есть. Но даже этот процесс может быть приятным, я не сторонник «Сильфид», но и мне так же не

совсем комфортно смотреть набор «мини-макса» на балетной сцене. Хотя возможно просто, действительно Ноймайер на сегодня лучший балетмейстер, который гордо несет знамя немецкого балета и утверждает его первенство, слегка оставляя место для Роббинсону, а Кристиан Шпук еще найдет свой голос.

--
--
--
----
2
1
3
4
5
6
7
Прочитано 3013 раз Последнее изменение 21 июль 2016

5 комментарии

  • Алиса Котова 31 янв 2018 написал Алиса Котова

    Сюжет книги передан классически, без всяких изменений, как это делают очень многие в современных театрах.
    Но.. вот первое действие меня почему-то не порадовало. Близкое к книге прочтение, но слишком соврменное, можно сказать, что извратили и исказили балет. А вот вторая часть очень порадовала и даже заворожила.
    Ради второй части я бы еще раз сходила на этот спектакль.

    Пожаловаться
  • Irina pablo 05 сен 2016 написал Irina pablo

    27 сентября идем! Мы семьёй любим работы Кристиана Шпука в роли хореографа, и композитора, и как художника , и как автора либретто! Йорг Цилинский лишь дополнение в паре Кристиана Шпука в качестве художника. Заезжали в Штутгард и все ради музея mercedes-benzde и понравился Замок Гогенцоллерн. невероятная атмосфера средневековья!.. И все же Шпука нахожу одним из интереснейших хореографов Европы и современности! Это не реклама,а факт, подкрепленный частым гостем со стороны меня... не смотря на то, что он родился в 70-м году, он смог преуспеть в жизни. Возможно тема поколений не так ярко отражена в жизни европейцев, но в России отдельная песня. Не секрет, что люди родившиеся в 70-х годах и чья юность выпала на шумные 90-е , считается "потерянным поколением". Среди своих знакомых увидите и сравните с тем, кто на 10 лет вперед или назад родился. Но это так, как мысль из личных наблюдений.
    Балет советуем безоговорочно, если кто прочитал отзыв.

    Пожаловаться
  • Нелли Нуиньская 29 авг 2016 написал Нелли Нуиньская

    С октября выходит вновь старая и одновременно молодая "Анна Каренина", но только как мюзикл. Стоит ли пойти...не испортит ли всей картины о столь милом романе Льва Толстова... Мне бы хотелось, чтобы актерский состав смог в точности передать всю гамму психологической и эмоциональной атмосферы великого произведения на сцене.

    Пожаловаться
  • Виктория 26 июль 2016 написал Виктория

    Вооот! искала отзыв на Балет К. Шпука. Я как раз купила билеты на конец сентября! Цены не страшны вроде... 7 000 рублейших за двоих вышло. Это будет первый поход на балет и сравнение его передачи после просмотра одноименного фильма в 2012 году. Смотрела его еще в кинотеатре на Арбате...на против Ресторана Праги.. не помню ,ну где то там. Понравилось, но долго отходила..слишком трагичной историей мне показалось .. Но кира Найтли и Джуд Лоу были красивыми такими.. Ну подходили под образы Анны и Алексея Каренина)

    Пожаловаться
  • Инесса Шевчук 26 июль 2016 написал Инесса Шевчук

    Люблю театр имени Станиславского и Немировича-Данченко! Они меня как-то ни разу не разочаровывали. "Анна Каренина" - послужила прекрасным поводом посетить музыкальный театр. Зная Льва Толстого по его романам, я была восхищена прочтением Анны Карениной. Толстой умеет показать всю гамму и разнообразие человеческих чувств.. Но это лишь в книге. В балете ограниченное количество линий сюжетных. Но я все так же была под впечатлением...Это же история о морали и о Любви! ...да...Такого восторга не могу себе представить, если был иной хореограф. Кристиан Шпук показал свое мастерство через своих артистов, через их дисциплинированность сильную технику подготовленности. Непременно смотреть!

    Пожаловаться