Понятно, что знаменитый театр Ла Скала и опера Парижская не менее титулованы и известны, но для меня почему-то Вена была столицей оперы. Правда Вена это еще и город великого Зигмунда Фрейда, который, конечно Шломо Фройд и практически родной дедушка. Конечно, нельзя забыть и Густава Климта, да много всего было в вене- именно тут работал Йозеф Шумпетер и вообще родилась «австрийская экономическая школа».
Наверно это довольно странно, учитывая мое мягко говоря критичное отношение к операм Моцарта. Не надо сравнивать меня с глуповатым Ю. Лозой тем более, что мой разгромный очерк об опере «Так поступают все женщины…» появился сильно раньше. Может быть это влияние Освальда Шпенглера чья книга «Закат Европы» долго была основой моего мировоззрения и я был ей увлечен примерно так, как годами позже зачаровано читал Гегеля и восхищался его стройной линейной историографией, которую блестяще продолжили Маркс, а потом и Френсис Фукуяма под влиянием, которых я продолжаю находиться и поныне. Опера и Австрийская империя, империя вокзалов и железных дорог, штруделя и шницеля… Великолепный город Львов- блестящая окраина Австрийской Империи, прекрасный осколок, который сияет и поныне. Опера и Австрия связаны еще и тем, что официальный язык ее был итальянский, которые является языком большинства опер.
Вернувшись к опере:
Дирижер великолепного оркестра – Gerhard Berndl
Дон Паскуале - Michele Pertusi
Эрнесто - Juan Diego Florez
Малатеста - Adam Plachetka
Норина - Valentina Nafornija
К своему стыду я должен сознаться, что спектакль «Дон Паскуале», который сейчас идет на сцене Большого Театра России я не слушал и сравнивать два этих спектакля не могу. Билеты в Венскую оперу были куплены мною в день спектакля и всего за 25 евро, в Большом Театре подобные варианты не проходят, хотя свободные места, в отличие от Венской оперы есть почти всегда.
Если говорить о самой опере, то это классическая комедия Дель Арте, где у всех героев роли распределены в соответствии с классическими масками. Панталоне (Дон Паскуале), Пьеро (Эрнесто), Скарпино (Малатеста) и Коломбина (Норина). Нет нужды говорить о характере персонажей они известны всем с самого детства. Заметим только, что Скарпино, он же Бригелла это первый умный слуга, который традиционно противостоит глупому слуге Арлекину. Завязка оперы проста. Богатый и скупой Дон Паскуале собирается женить своего племянника Эрнесто на богатой невесте. Он рассказывает о своих планах Малатесте. В результате готовится глумление над ним с помощью Норины. Остальное каждый пусть узнает сам.
Музыка Доницетти в опере это некая антитеза знаменитого оперного композитора Джузеппе Верди. «Любовный напиток» это некая противоположность «Тоски». Если Верди сосредоточивал свое внимание на женских партиях, то Доницетти на мужских, если музыка одного убаюкивающее лирична то у другого она бодро возбуждающая. Возможно это мои предрассудки, но мне это представляется очевидным. При этом и тот и другой писали невообразимое количество опер, например «Дон Паскуале» это опера под номером от 65 до 68. Понятно, что при подобном количестве прослушав одну две оперы вы получаете представление практически обо всех. Это я так намекаю на то, что в целом музыка покажется вами до боли знакомым. Я соглашусь с тем, что «Дон Паскуале» приятнее чем «Любовный напиток» и «Лючия де Ламмермур», но в принципе построение опер очень похожи выбирается звездный basso buffo типа Лучано Паваротти, а все остальное имеет второстепенное значение. В спектакле, который слушал я так в принципе и было. Да и про Большой театр России критики говорят тоже самое.
Наш basso Buffo Michele Pertusi ведущий исполнитель лучших оперных сцен. Он постоянно выступает в Парижской национальной опере, Королевском оперном театре Ковент-Гарден, Ла Скала, Нью-Йоркской Метрополитен-опера и других. Дебютировал на сцене Венской оперы в марте 1999 года и теперь поет тут несколько ведущих партий.
В общем удовольствие я получил сполна!