Пьеса Франсиса Вебера, безусловно, находка для театра. Она в меру смешная, рассчитана на одного актера, который может демонстрировать все грани своего таланта и не без принятого нынче гуманистического пафоса. При этом пьеса банальна, предсказуема и не пробуждает не нужных эмоций у людей, которые пришли развлекаться. Франсис Вебер довольно известный режиссер он снял практически культовые фильмы типа «Невезучие-1,2» с Пьером Ришаром и Жаном Рено в главных ролях. Написал сценарии ко многим фильмам, например «Возвращение высокого блондина». В общем, его можно назвать одним из авторов успеха французских комедий 70-80 годов. Я бы предпочел британцев, но выбор был не за мной. Снял он и фильм «Ужин с дураком»- собственно мы имели дело с его театральной версией.
Театр «Антона Чехова» это частная антреприза. Не трудно догадаться, что владельцем этого предприятия является главный актер всех спектаклей Геннадий Викторович Хазанов, которому не так давно исполнилось 70 лет. Основные спектакли иду на сцене театра Эстрады. Я думаю, что еще несколько спектаклей будут описаны на данном ресурсе. Хазанов все же очень талантливый человек и его актерские таланты заслуживают того, что бы провести с ним в компании вечер.
Спектакль имеет довольно простой сюжет. Некий издатель, весьма состоятельный человек, развлекается, как может. Может он просто- поднимает себе самооценку за счет унижения других людей. Делает он это в составе группы. Понять, что повысить самооценку и наполниться содержанием за счет унижения других нельзя человек этот сможет к концу спектакля, хотя лично мне в это не верится. Катарсис, который переживает герой, не может изменить структуру личности. Роль играет Борис Дьяченко и играет ее вполне адекватно, его главная и единственная цель- оттенять Хазанова и служить для него фоном.
Собственно Хазанов исполняет роль того самого дурака, которого приглашают на ужин для унижения. Он увлекается моделированием сложных объектов из спичек и может говорить об этом часами. При этом он человек, который не соотносится с реальностью потому, что живет за ее пределами. Это не соотнесение и поражает сюжет, который состоит из нескольких недоразумений, которые происходят из-за того, что «дурак-герой Хазанова» создает. Ничего нового и особенного, все в ключе Франсиса Вебера и все это мы помногу раз видели в исполнении тонкого и нежного Пьера Ришара.
Остальные актеры второстепенны и их игра совсем не важна. Не случайно на роль жены издателя номинируются сразу четыре актрисы, как и на роль его любовницы. Справедливости ради надо сказать, что Екатерина Клочкова была неимоверно соблазнительна в этой роли. Хотя ее игра и место в спектакле уступали софе и даже стулу. Но понятно, что надо с кем-то спать и осуждать за это антрепренера не стоит.
Последние акорды спектакля могут показаться фальшивыми и манерными, но не спешите расстраиваться, самая последняя реплика все оправдает и превратить пьесу снова в комедию. Ничего другого мы ведь и не ждем? Правда, дорогие мои дураки?