Александр Журбин фигура довольно интересная. Он серьезный композитор и автор трех симфоний, которые я никогда не слышал полностью, но те отрывки в безобразном исполнении, что до меня доходили говорят о качестве этих работ. Но известен он прежде всего рок-оперой «Орфей и Эвридика», это произведение ставили более 3000 раз и продали не менее 2 миллионов билетов. Живет он, как и положено успешному человеку, в Америке, но судя по этому произведению связей с Россией не теряет. Собственно, как видно из фотографий он присутствовал на спектакле лично.
Федор Сологуб по соображениям, которые хорошо знакомы моим близким знакомым, всегда был предметом моего пристального внимания и изучения. Не могу сказать, что мне нравится его творчество, но я не видел писателя, который так хорошо бы знал Россию. Его картинка, где порядочных людей не существует, а большая часть героев не просто мерзавцы, но люди скорее просто больные отлично передает состояние России и современной, и всегдашней. Идеи о том, что в России когда-то были люди адекватные мне чужда.
Камерный музыкальный театр по качеству пения можно сравнить только с Большим Театром России, но и в этом случае сравнение не в пользу большого. Впечатление от «Кармен» Большого театра настолько не хороши, что я бы даже МАМТ поставил выше. В театре Покровского атмосфера совершенно особая и даже охранник поменялся, теперь я совсем доволен. Акустика в театре правда несколько странная, но, если сидеть в первых четырех рядах- вопросов нет.
Теперь о спектакле. Музыкально он на ожидаемом уровне. В молодости я любил разнообразные рок-оперы Градского и люблю вокал Градского и сейчас. Мне нравилась «Юнона и Авось» и я, конечно слушал Журбина. Возможно он много сделал для моего движения к музыке серьезной. Спасибо ему за это, но мне не очень понятно, - даже Гершвин кажется более зрелым что ли. Хотя вот Хрущев, который говорит Шостаковичу, что музыка — это то, что можно насвистывать был бы очень доволен. Мелодическое богатство предъявлено самым полным образом и тут Александр Журбин крайне силен.
Пересказывать содержание оперы и вообще происходящее на сцене я не люблю хотя бы потому, что обычно в опере на сцену не смотрю, разве, что, если это опера тоскливого Мусоргского или невыносимо повторяющегося Верди. Но тут сюжет составлял полноценную конкуренцию музыки и арии были прекрасны.
Финальное «Просвещение все мы обожаем, что-то где-то как-то насаждаем» прекрасная иллюстрация деятельности российского министерства образования, розги правда, которые свистят на протяжении все оперы уже отменили.. Заявление героев, что большая часть учителей Российской Империи больны и нет ничего страшного, что учителя мучат видения- пусть, работает, показывает, что ничего не изменилось и поныне. Ария «Донос у нас в России от дедов и отцов…» тоже очень хороша, доносят в опере, как и в России все. Сталин- палач, но кто написал 50 миллионов доносов друг на друга? Не зря в опере говорит градоначальник- наши люди с друг-другом жить не могут. Не просто «неуважение человека к человеку», как писал Броский стало проблемой России. Всеобщая ненависть, вот главная скрепа нашего общества. Ну, а как герой прикрывает патриотизмом свою извращенную сексуальность, как ловко туда приплетают войну 1812 года, как будто в администрации Президента России служат. Как все боятся протекции и назначения за ней следующего, ведь все понимают, что нет логики в Российской Власти.
В общем, если не быть излишне строгим- прекрасное произведение. Думаю, скоро его запретят. В стране где Грибоедова и Суворова путают, чтобы получить должность вице-спикера потому, что шибко грамотные не нужны иначе никак.
Я бы еще отметил потрясающий образ Людмилы, который виртуозно спела Екатерина Ферзба. Хотя возможно, что она просто красавица, а я бабник. Хорошо пел и Далер Назаров. Ну и, конечно, главный мерзавец Передонов был качественно спет Андреем Цветковым- Толбиным. Особенно эффектно он звучал в конце, где от мерзости провинциально масштаба, как положено в опере перешел к масштабу вселенскому.