Версия для печати

Театр Покровского. Опера. А. Журбин. "Мелкий бес".

Театр Покровского. Опера. А. Журбин. "Мелкий бес".
14 нояб 2016
Оцените материал
(103 голосов)

Посетил Камерный музыкальный театр Б.А.Покровского и послушал оперу Александра Журбина «Мелкий бес». Опера создана по мотивам романа Сологуба «Мелкий бес». Что можно сказать? Назвать это произведение оперой можно только по форме, конечно, музыкально Журбин не очень много сделал для того, чтобы развить искусство. Вспоминая его оперу «Орфей и Эвридика», я могу смело заявлять, что дальше он не продвинулся. Хотя, понятно, что он не Стравинский и не Бриттен. Взгляд на Россию Сологуба более чем адекватный и современный, много, конечно сделал и автор либретто. Произведение звучит свежо и актуально. Мне очень понравилось, но скорее, как явление театральное, а не музыкальное. Причем не просто понравилось - я был в восторге!

Александр Журбин фигура довольно интересная. Он серьезный композитор и автор трех симфоний, которые я никогда не слышал полностью, но те отрывки в безобразном исполнении, что до меня доходили говорят о качестве этих работ. Но известен он прежде всего рок-оперой «Орфей и Эвридика», это произведение ставили более 3000 раз и продали не менее 2 миллионов билетов. Живет он, как и положено успешному человеку, в Америке, но судя по этому произведению связей с Россией не теряет. Собственно, как видно из фотографий он присутствовал на спектакле лично.

Федор Сологуб по соображениям, которые хорошо знакомы моим близким знакомым, всегда был предметом моего пристального внимания и изучения. Не могу сказать, что мне нравится его творчество, но я не видел писателя, который так хорошо бы знал Россию. Его картинка, где порядочных людей не существует, а большая часть героев не просто мерзавцы, но люди скорее просто больные отлично передает состояние России и современной, и всегдашней. Идеи о том, что в России когда-то были люди адекватные мне чужда.

Камерный музыкальный театр по качеству пения можно сравнить только с Большим Театром России, но и в этом случае сравнение не в пользу большого. Впечатление от «Кармен» Большого театра настолько не хороши, что я бы даже МАМТ поставил выше. В театре Покровского атмосфера совершенно особая и даже охранник поменялся, теперь я совсем доволен. Акустика в театре правда несколько странная, но, если сидеть в первых четырех рядах- вопросов нет.

Теперь о спектакле. Музыкально он на ожидаемом уровне. В молодости я любил разнообразные рок-оперы Градского и люблю вокал Градского и сейчас. Мне нравилась «Юнона и Авось» и я, конечно слушал Журбина. Возможно он много сделал для моего движения к музыке серьезной. Спасибо ему за это, но мне не очень понятно, - даже Гершвин кажется более зрелым что ли. Хотя вот Хрущев, который говорит Шостаковичу, что музыка — это то, что можно насвистывать был бы очень доволен. Мелодическое богатство предъявлено самым полным образом и тут Александр Журбин крайне силен.

Пересказывать содержание оперы и вообще происходящее на сцене я не люблю хотя бы потому, что обычно в опере на сцену не смотрю, разве, что, если это опера тоскливого Мусоргского или невыносимо повторяющегося Верди. Но тут сюжет составлял полноценную конкуренцию музыки и арии были прекрасны.

Финальное «Просвещение все мы обожаем, что-то где-то как-то насаждаем» прекрасная иллюстрация деятельности российского министерства образования, розги правда, которые свистят на протяжении все оперы уже отменили.. Заявление героев, что большая часть учителей Российской Империи больны и нет ничего страшного, что учителя мучат видения- пусть, работает, показывает, что ничего не изменилось и поныне. Ария «Донос у нас в России от дедов и отцов…» тоже очень хороша, доносят в опере, как и в России все. Сталин- палач, но кто написал 50 миллионов доносов друг на друга? Не зря в опере говорит градоначальник- наши люди с друг-другом жить не могут. Не просто «неуважение человека к человеку», как писал Броский стало проблемой России. Всеобщая ненависть, вот главная скрепа нашего общества. Ну, а как герой прикрывает патриотизмом свою извращенную сексуальность, как ловко туда приплетают войну 1812 года, как будто в администрации Президента России служат. Как все боятся протекции и назначения за ней следующего, ведь все понимают, что нет логики в Российской Власти.

В общем, если не быть излишне строгим- прекрасное произведение. Думаю, скоро его запретят. В стране где Грибоедова и Суворова путают, чтобы получить должность вице-спикера потому, что шибко грамотные не нужны иначе никак.

Я бы еще отметил потрясающий образ Людмилы, который виртуозно спела Екатерина Ферзба. Хотя возможно, что она просто красавица, а я бабник. Хорошо пел и Далер Назаров. Ну и, конечно, главный мерзавец Передонов был качественно спет Андреем Цветковым- Толбиным. Особенно эффектно он звучал в конце, где от мерзости провинциально масштаба, как положено в опере перешел к масштабу вселенскому.

-
-
-
-
Прочитано 2570 раз Последнее изменение 06 дек 2016

4 комментарии

  • Алиса Котова 01 фев 2018 написал Алиса Котова

    Очень специфическая постановка, но.. наверное, этим она и цепляет. Хотя перед походом в театр задумываешься - а стоит ли. Оригинал проивездения слишком печальный и депрессивный что ли. А от этого хочется убежать, серость и так каждый день над нами нависает.
    В спектакль входишь постепенно, но потом из него уже не выйти. Затягивает полностью. Помогло скорее всего и декорации, которых практически нет, минималистичный вариант. Так ты сосредотачиваешься на героях, не отвлекаясь на декорации.
    Наверное, каждому стоит посмотреть этот спектакль.

    Пожаловаться
  • Ekaterina Varshih 24 март 2017 написал Ekaterina Varshih

    Фантазия на тему одноименного романа Ф. Сологуба
    «Мелкий бес» от режиссёра Георгия Исаакяна, от дирижёра Владимира Агронского и композитора Александра Журбина. Что я могла ожидать? По словам Журбина постановка...выведения такого героя на сцену означало для него возвратность. —Возвращение на сцену театра им. Покровского — оказалась гавань. Для него (А.Журбина) было важно, ведь некогда когда-то в 79 году Покровский Борис Александрович ставил свою оперу "Луна и детектив"
    Пару лет назад состоялась мировая премьера/.,
    Вопрос: удалось ли влить в "Мелкого Беса" такие элементы, как литературных, так и музыкальных аллюзий? А.С. Пушкин, Г. Державин., Н. ГогольФ. Достоевский.. Оформление гротеска с применениями выше описанного ну увидено

    Пожаловаться
  • Марк Карпов 12 дек 2016 написал Марк Карпов

    Извольте-ка полюбопытствовать на тему "Мелкого беса" — насколько прост или на сколько сложен данный "зингшпиль" или это всего навсего обладание популярной символикой.

    Если начать описание с литературного источника, то интеллектуальные гурманы назовут этот поступок моветоном (соглашусь). Но каким бы полноценным не было воплощение сценического, воплощение новорожденной оперы, резонансным событием, лучшим началом будет повествование с романа Федора Сологуба. Да не казнят меня "интеллектуальные гурманы", пускай дальше слетаются на сие событие, как стерлядь. Нужно обязательно понимать два аспекта:
    время написания романа и всю современность построения. А если уж вдаваться в глубинные суждения, то либретто наполнено некими аллюзиями литературного характера. От Некрасова до Чехова. Сюрреализм на пару.. Маркиз де Сад в тиши глуши иль на вершине мира.

    Пожаловаться
  • Григорий Чапман 05 дек 2016 написал Григорий Чапман

    Конечно премьерные показы на долго остаются в памяти, как и блюда от нового шеф-повара или от обслуживания в только только открывшемся ресторане от Симачева. Прошло немного времени с прослушивания новой оперы А. Журбина "Мелкий бес" (либретто Валерия Семеновского по одноименному роману Федора Сологуба. Естественно в Камерном музыкальном театре им. Б.А.Покровского. Про
    Александр Журбин еще давно мечтал написать оперу на сюжет, с основой 100 летней давности. Описания провинциальной мерзлоты и опричнин российских уездных городков, деревушек. И пьесу Семеновского "Тварь" считаем опорой,созданной по данному роману, крепкой основой для либретто. Жанр с неоднозначной ролью. Вроде смешно и черно в одном пластыре. Опера носит актуальный характер и завершающее пение о "чернухи провинциального масштаба" перекинулось на вселенскую рать.

    Пожаловаться