В последнее время мы часто пишем о спектаклях «Новой оперы» правда связано это с тем, что репертуар «Театра Покровского» давно не обновляется, а больше послушать оперу в общем и негде. Хотя справедливости ради скажу, что при всем моем скепсисе спектакли «Фауст» Гуно и «Пассажирка» Вайндберга мне очень понравились, хотя некоторые не достатки, которые для оперы не допустимы все же были.
Премьера оперы состоялась в Ла Скала в 1831 году. Публика сразу приняла шедевр Беллини очень хорошо, сразу стало понятно, что это вершина его творчества и возможно одна из самых прекрасных опер в мировой истории. Однако, опера эта не часто появляется на сценах театров мира из-за того, что исполнять ее довольно сложно. Публика, кроме прочего довольно долго хотела только «тоскавать» с Верди. Поэтому в живую я слушал это произведение первый раз. Мои впечатления вполне оправдались, хотя режиссура Йосси Вилера не могла порадовать.
Понятно, что опера часто подает картинку очень осовремененную. Курубини не мог предположить, что героев «Медеи» в МАМТе оденут в форму времен гражданской войны в Испании. Трудно представить, как отнесся бы автор «Дон Паскуале» к тому, как одеты его герои и в Большом театре, и в Венской опере, но опера в этом смысле впереди планеты всей. Понятно, что опера для современного слушателя является большой проблемой. Еще Дягилев говорил, что это умирающее искусство и видел будущее за балетом. Как правило три часа сидеть и слушать современный человек не может- он деградировал и полностью путинизировался. Поэтому занимательная картинка только в плюс.
Картинка, которую нам показал режиссер была совсем не той, что предполагал композитор, который рассказывал историю примерно 50-х годов до так называемой нашей эры. В этот момент Римские Легионы оставляли Британию, которую только не давно завоевали и покорили огнем и мечем. Норма это друидская жрица, которая вступила в связь с военноначальником римлян. Нам показывают обычную церковь, где совершаются странные обряды, но в целом они друидские по картинке и христианские по сути- даже библию с крестом вручили жрице. Не стесняясь того, что наш еврейский мальчик тогда еще не только не стал богом для простаков, но еще и не родился. В общем как-то так с дизайном…
Костюмы и декорации не просто минималистические, а я бы сказал предельно экономные, можно было бы все это вообще производить в концертном варианте без особого ущерба для смысла. Но я в оперу хожу не за зрелищем, по кране мере в «Новую оперу».
Нормы пела Марина Нерабеева. Приглашенная солистка татарского театра оперы и балета. В Новой опере поет с 2011 года. Говорят, что очень хороша в партии Аиды. Оставила самое приятное впечатление и не только голосом, но и артистичностью и природной яркостью, которая присуща сильным женщинам.
Поллиона исполнил Александр Скварко. Тенор, часто исполняет оперные партии по самым разным поводам. В принципе владеет основным оперным репертуаром, но на фоне Нерабеевой смотрел скорее тускло и звучал не очень.
Оровезо Владимир Кудашев, прекрасный сильный бас. Проявил себя не особенно потому, что партия его не предполагала много петь. Я слышал его в эпизодической партии в «Пассажирке». Не могу сказать, что готов высказывать мнение о его голосе и вокальном мастерстве. Быть басом вообще отдельная история.
При прослушивании оперы как-то странно обратил внимание, что дети стали для Нормы и ее Поллиона неким странным препятствием проблемой. Они видите ли решили умереть. Нет не начать новую жизнь, как у Звягинцева в «Нелюбовь», они все же люди. Но тут появился дедушка, который решил эту проблему. Интересно почему у Звягинцева бабушка такая же, как родители? Не является ли это свидетельство уже генетически не обратимых процессов в России?