Театр Новая опера. Опера. Р. Штраус. "Саломея".

Театр Новая опера. Опера. Р. Штраус. "Саломея".
11 дек 2017
Оцените материал
(112 голосов)

Посетил театр Новая Опера и послушал оперу Рихарда Штрауса «Саломея». Музыкальный руководитель и дирижер постановщик стоял за дирижерским пультом. Не трудно догадаться, что это был Ян Латам-Кенинг. Главные партии пели: Ирод- Дмитрий Пьянов, Саломея- Наталья Креслина, Иоканаан- Артем Гарнов. Это одна из первых опер Рихарда Штрауса и точно первая, где он показал себя самостоятельным композитором осмелившись использовать так называемые диссонансы в построении музыки.

Опера эта имела шумный успех, правда в Америки ее сняли с постановки после первого же показа, причем по настоянию самого ДжиПиМоргана. Но в остальном мире она шла с таким успехом, что на деньги от нее был куплен дом в родном для Штрауса Гармиш-Патеркирхене. Либретто написано по мотивам пьесы Оскара Уайльда «Саломея», хотя пьеса Уайльда провалилась даже при том, что Сара Бернар играла главную роль, Штраус вдохновился скорее произведением Флобера «Иродиада». В опере Саломея предстаёт не отвратительно-похотливым животным, а противоречивой и терзаемой любовью женщиной. Флобер умел сделать из «потаскухи» «Мадам Бовари». Ну и естественно сюжет этот заимствован из Нового Завета, так называемого Евангелия от Матфея. Евангелие от Матфея — это самое мрачное евангелие в нем чаще, чем в остальных встречаются слова о карах и проклятьях, а также морализаторство. Пересказывать сюжет смысла не имеет он известен всем с самого детства. Не все правда помнят, что Ирод был идумеем (Иордацем) и захватил Иудейский престол, а история, которую потом представили, как историю создания христианства была эпизодом национально-освободительной борьбы народа Израиля против иноземных захватчиков. Как не все знают, что Ирод женился на родной племяннице, а Саломея была ее дочерью.

Рихард Штраус любил шутить, что он первостепенный композитор среди второстепенных. Наверно это правда. Прежде всего об был дирижером и в поколении Массне, Керубини, Пуччини, Орфа, Берлиоза он безусловно выделяется своими операми, как новатор и блестящий продолжатель Вагнера. Штраус баварец, но аэропорт Мюнхена назван в честь Франса Йозефа Штрауса, который был легендарным Премьер-Министром Баварии. Женат Штраус был на своей ученице, дочери генерала, девушки капризной и не красивой, но любимой. В годы Третьего Рейха, как и многие деятели культуры сейчас придерживался позиции аполитичной. Но назначение Гебельсом (талантливым человеком по оценке Президента России В.В.Путина) на высокую государственную должность принял, хотя и потерял после того, как поддержал еврея Цвейга. Его невестка тоже была еврейкой и спасая ее он даже перебирался в Вену, где местный гауляйтер ее защищал. После войны Рихарда Штрауса судили за связи с нацистами, но оправдали.

Сама постановка меня слегка покоробила. Зачем было одевать евреев в костюмы современных хасидов сатмарского и брацлавского двора (меня митнагида трудно подозревать в симпатии к хасидам, но все равно), как и выставлять их идиотами мне не понятно. Особенно не понятно, как это могла сделать девушка с именем Италь Иошпа. Вручив им яды (указки для чтения Торы), хотя те держали в руках книги и вовсе превращало инструмент святости в абсурд. Понятно, что все были в современных костюмах, но мне было не приятно. Понятно, что оскорбить религиозные чувства можно только у православных, но я был не рад. Ну и Наталья Креслина на роль юной Саломеи… Понятно, что она по сравнении с Маргаритой Некрасовой (пела партию ее матери Иродиады) и молода и стройна, но в абсолютных величинах прекрасны у нее только волосы. Маргарита Некрасова так необъятна, что могла бы стать сенатором в совете федерации, особенно, когда одевает шапку-прическу. Сцена же танца «семи покрывал» Саломеи (говорят Ида Рубенщтейн гениально это танцевала) заменена на раздевание певицы и имитацию полового акта с садо-мазо стилистике. Все же привлечь балерину для танца было бы разумнее.

Работа Яна Латам-Кенинга, как всегда блестяща. Мы писали о его постановках: опере Моше Вайнберга «Пассажирка» и опере Шарля Гуно «Фауст». Прекрасно пела и Саломея- Креслина. Мы писали о ее партии Марта- это главная партия оперы «Пассажирка». Дмитрий Пьянов тоже был в голосе и порадовал, в «Пассажирке» он пел так же хорошо. Правда хлестать ремнем Саломею на сцене и имитировать половой акт стоило бы чуть более оперно и менее театрально. Как и Наталье Креслиной не стоило ставить «как бы голову, человека, который для некоторых Иоан Креститель, себе между ног намекая на кунилингус с одновременной демонстрацией своего белья.

Музыка же меня прямо не просто удивила, а погрузила в некоторые раздумья. Не буду рассказывать о том, как много времени я пытался понять пифагорейские взгляды на математическую и акустическую гармонию и диссонансы, но то, что я услышал сильно раздвинуло мои границы. Похоже действительно в музыкальном построении возможно использовать то, что в пифагорейском смысле означает разные расстояния между единицей, двойкой и тройкой и так далее. Я пока не могу до конца это сформулировать. Но отдельные моменты оперы прокручиваются в голове. Не ясным представляется и решение дирижера или композитора по поводу соотношения оркестра и голоса. Все же Штраус шел за Вагнером и дружил с эстетических позиций с Малером. Значит голос должен быть лидером. Но я этого не услышал. Понятно, что нет Римского-Корсакова, где голоса вообще не слышно, но я бы почитал как Гергиев, который хоть и морально для меня умер, но большой дирижер и знаток Вагнера-Малера и значит Штрауса обсуждает этот вопрос с Латам-Кенигом желательно в присутствии Рождественского, который спас для мира Римского-Корсакова почистив оркестр ради голоса и не только. Понятно, что мне уж точно этого не услышать, но хотелось бы.

Прочитано 2658 раз Последнее изменение 14 дек 2017

1 Комментарий

  • Евгения Васильева 14 дек 2018 написал Евгения Васильева

    Судя по фото была очень интересная картинка на сцене. Всегда считала, что помимо актерского мастерства и сценария тоже быть внешний облик представления)
    Это как раз и сцена, и музыка. Сцена прекрасна... она как-то даже завораживает. Если бы увидела такую афишу, то сразу бы задумалась пойти на спектакль
    А музыка да... очень многое играет. Кто бы что там не говорил... но музыка не отвлекает, она создает настроение

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены