Театр на Таганке. Н.Гоголь и К. "Вий".

Театр на Таганке.  Н.Гоголь и К. "Вий".
29 окт 2018
Оцените материал
(117 голосов)

Посетил «Театр на Таганке». Это первый мой рассказ на проекте об этом театре, что само по себе примечательно. Я стараюсь не расширять круг театров, которые посещаю что бы «копать в глубину». Не могу сказать, что все театры из тех, что я более или менее регулярно посещаю и о впечатлениях от спектаклей, которых вы можете тут читать мне одинаково близки. Но десяток впечатлений от спектаклей театров: «Et Cetera», РАМТ или Театр Наций позволяют сформировать представление не только об отдельном спектакле, но и театре в целом.

Я скорее стремлюсь именно к этому. Есть, конечно, театры, которые я посетил всего один или несколько раз типа: «Театр Сатиры», «Эрмитаж» или «Театра им. Пушкина», но это скорее исключение, чем проект. Вообще к драматическому искусству у меня отношение сложное и как правило впечатления разочаровывающие. Страсть моя опера или балет. Понятно, что в мире мюзиклов популярности проекту не снискать, что в общем и радует, ибо популярность среди быдла не то, что хотелось бы иметь.

Театра на Таганке ассоциируется с именем Юрия Любимов у каждого. Портерная галерея в театре, который выглядит весьма обшарпано, начинается сразу с двух его портретов. Примечательно, что чести иметь в театре портрет удостоились еще Бертольд Брехт (я так люблю этого автора, что специально посетил «Театра Эрмитаж», что бы посмотреть его пьесу «Мамаша Курах и ее дети» и «Театр им. Пушкина» ради пьесы «Добрый человек из Сизуана»), Вахтангов, Станиславский. Не больше и не меньше. Отдельное упоминание заслуживает и буфет. Особенно бутерброд с бужениной, где буженины больше, чем хлеба, даже я хотел попробовать это чудо. Остальные бутерброды и особенно хачапури тоже внушают оптимизм.

Но в общем в театр привлек не этим, а тем, что в качестве спектакля был представлен «Вий». Это, наверное, самое известное произведение Гоголя. Даже «Ревизор», который не сходит с театральной сцены Москвы никогда и интерпретируется самым разным образом, например, как в театре «Et Cetera» не может посоревноваться в известности. Увидеть «Вий» можно скорее в кино, театр для этого мало приспособлен и поэтому, я конечно сделал свой выбор. Позднее с прискорбием понял, что представлять собираются нечто в виде «рок-н-драма». Вот и докатился я до рок-опер и мюзиклов… В качестве авторов обозначены кроме Гоголя еще и Нина Сидур и некто Веня Д’Аркин. Писать о Нине Сидур я не буду, достаточно посмотреть на ее дочь Катю и вспомнить слова «узнаете их по плодам их». Веня Д’Аркин личность примечательная, он умер в 1999 году от рака, в качестве лечения использовал крещение и получил имя Фома, что перекликается с именем главного героя «Вия» Хома Брут. Его песни мне известны, но они не производят на меня особого впечатления. Типичные любительские проекты типа «Зимовье» или «Зимовье зверей» рождали такое сотнями альбомов и даже звучат они примерно одинаково, звучание их в спектакле тоже не особенно отличалось. В общем музыкальное решение в спектакле ниже среднего.

Режиссером спектакля выступил Александр Баркар. Он, как и Веня Д’Аркин родился в Луганске и поставил три спектакля в любимом мною РАМТ. Спектакли эти я не видел, но решил положится на вкус Бородина. Главные роли исполнили: Александра Басова- паночка. Девушка обладает очень красивым животом, который, несомненно, был одним из главных украшений спектакля и сильным красивым голосом (пела правда Елизавета Высоцкая). Демоническая внешность, как и явный драматический талант ей использовать не удалось, видимо по замыслу режиссера. Хома Брут-Филип Котов. В общем тут все несколько хуже. Его игра мне показалась наивной и местами просто пародийной. Исполнители ролей Явтуха, Дороша, Спирида – Уриевский, Болотовский и Колотухин и вовсе отдавали самодеятельностью ДК средней руки. Для театров Москвы это вполне нормально. В целом актерский состав произвел положительное впечатление.

Сама пьеса претендует на трактовку о том, что «все женщины ведьмы» и пытается перевести конфликт «свет-тень» в плоскость «мужчина-женщина». Нужно признать, что Гололь оставляет для этого возможность и не только своим психическим не здоровьем и личной жизнью, но и творчеством. Отдельно стоит отметить смелось режиссера. Со сцены произносятся фразы «стольный град Киев», что в условиях Украинофобии ставшей официальной политикой Кремля опасно. Не менее опасно и затрагивание христианской тематики и молитв. Оскорблённые верующие покидали спектакль демонстративно и в количестве. В условиях развивающегося клерикализма и христианского мракобесия, возведенного в степень «духовность» авторов и актеров, могу вполне сжечь. В России до этого осталось меньше одного шага.

Остальное, мне вспоминалось, как в детстве мы играли с дыханием, пережимали солнечное сплетение и некие «жилки» на шее провоцируя обмороки со словами «быть беде», «паночка померла», посмотри на меня» и «поднимите мне веки». Тогда это было весело, мы читали старые тетради с описанием таких практик и чувствовали себя «великими мистиками Востока». Сейчас? Спектакль был не противным, но не более. Из редких его достоинств не большая продолжительность. Главный минус- много дыма и не оригинальная музыка, банальные песни.

Прочитано 398 раз Последнее изменение 30 окт 2018

1 Комментарий

  • Евгения Васильева 30 окт 2018 написал Евгения Васильева

    Мне кажется, что все-таки не стоит зацикливаться на каких-то определенных театрах. Да, он может хороши, да, может они ставят интересные произведения.
    Но есть еще столько неизведанных мест, которые стоит посетить. Может не становится их регулярным посетителем, а так. заходить изредка на отдельные постановки.
    Я вот с радость посещаю галереи современного искусства. Когда они большие и по ним можно несколько часов бродить. Это такая перезагрузка мозга, чтобы увидеть что-то обычное, но с другой стороны. Здесь так же

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены