Версия для печати

Театр Моссовета. Ю. Еремин. "Царство Отца и Сына".

Театр Моссовета. Ю. Еремин. "Царство Отца и Сына".
26 фев 2019
Оцените материал
(102 голосов)

Спектакль "Царство отца и сына" на мой взгляд один из самых достойных в репертуаре Театра имени Моссовета, да и не только Моссовета. Спектакль создан режиссером Юрием Ерёминым, на основе двух пьес Алексея Константиновича Толстого – «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Федор Иоаннович. Актерский состав сильный. В роли Ивана Грозного Дмитрий Щербина, в роли Царя Фёдора Виктор Сухоруков, жену Федора играет Екатерина Гусева.

Спектакль не простой, с множеством смыслов и подсмыслов. С первых минут приковывает внимание, затягивает погружает в себя и не отпускает до самого конца. Речь идёт о двух диаметрально противоположных подходах к жизни. К жизни своей, жизни других людей, к власти.

В первом действии рассказывается о последних годах правления Ивана Грозного. Только это совсем не про исторические факты и не про их достоверность, а про людей, их характеры и решения. Иван Васильевич жестокий и деспотичный, с огромной силой воли и с несгибаемым внутренним стержнем. Рядом с ним другие личности как бы перестают быть. Они лишены права голоса, своего мнения, способности принимать решения. Личность Грозного своей мощью просто размазывает все эти понятия как асфальтовый каток. Есть некое Волеизъявление царя, именно с большой буквы Я ХОЧУ ТАК! И ТАК И БУДЕТ! И теперь попробуйте скажите, что ни будь против. Собственно, против никто ничего и не возражает или это происходит очень мягко, чтобы успеть если что откатить в кусты вместе со своим мнением. Иван Васильевич страшен, но в тоже время очень удобен. Рядом с ним не нужно что-то решать и что-то из себя представлять, не нужно думать куда шагать. В спектакле есть момент, когда больной Грозный пытается отречься от трона в пользу кого-нибудь из своих фаворитов, но они бегут от этой власти, как черти от ладана и быстро возвращают её обратно. Ибо с властью всегда идёт рука об руку такая неприятная вещь, как бремя ответственности за принятие множества решений, за чужие жизни и смерти, за войну и за мир, за процветание и обнищание. Чем больше власть, тем тяжелее её бремя и уже непонятно человеку ли принадлежит власть или он ей? Очень-очень многие люди и за свою то жизнь не могут до самой смерти взять ответственность, а тут такие потрясающие масштабы. Плюс при таком стиле правления ещё и постоянный изнуряющий и совершенно изматывающий ужас потери этой самой власти. Нельзя расслабиться, быть собой это роскошь, нельзя потерять бдительность. Всегда нужно быть на чеку, во всеоружии. Большую роль играло ещё и то, что у Ивана Грозного не было достойных наследников. Вообще судьба этого человека как мужа и отца похожа на некий дурной сон или на проклятие. Любимая жена - Анастаси́я Рома́новна, урождённая Захарьина-Юрьева, с которой царь обвенчался в возрасте 16 лет, умерла скоропостижно после 13 лет совместной жизни. То ли сама, то ли отравили? Историки говорят, что именно после этого события характер царя сильно подпортился. Анастасия родила шестерых детей. Анна, Мария, Дмитрий и Анастасия умерли в первый год жизни. При этом царевич Дмитрий утонул. Царевича Ивана в возрасте 27 лет Грозный во гневе убил, скорее всего случайно, сам. Он стукнул сына посохом по голове. По неясным причинам детей у Ивана Ивановича тоже не получилось ни от одной из жён.

Единственный оставшийся в живых и впоследствии взошедший на трон сын Грозного Федор совершенно не подходил как преемник. Гораздо более органично он бы смотрелся в монастыре.

После смерти Анастасии Романовны Грозный менял жён часто. Ему очень были нужны наследники и возможно любовь, но ни то ни другое категорически не получалось. То жены умирали скоропостижно или бывали пострижены насильно в монахини, то дети умирали, чуть успев родиться. Последний из выживших детей царевич Дмитрий (Лжедмитрий) скончался, нечаянно упав на нож в возрасте 8 лет. Вот такая нелепая смерть.

Вообщем всё не просто и не весело в первом действии. Актёры все как один одеты в чёрное. А вот во втором действии они переоденутся во всё белое. Ибо там речь пойдет о добре, вере, свете и любви. Только вот станет ли от этого веселее и проще? Вечная борьба противоположностей. Чёрное и белое, добро и зло. А что вообще есть добро? А что есть зло? И существуют ли они по отдельности? На мой взгляд нет... Это две стороны одной монеты или два полюса одной земли. И об этом вторая часть спектакля. 

Итак. Те же царские палаты, те же Мстиславские, Шуйские и Борис Годунов. Но все они уже личности, со своим мнением, со своими желаниями возвышения и со своим голосом. Каждый из них хочет урвать свой кусок пирога. А в личностей они превратились не просто так, а благодаря приходу к власти нового царя - Федора Иоановича.

Сухоруков в роли Фёдора очень органичен и как-то особенно талантлив.

Новый царь являет собой полную противоположность царю старому. Царь Фёдор из спектакля - тихий, добрый, светлый, глубоко религиозный человек. Он не выносит конфликты ни в каком виде, не умеет приказывать, наказывать, призывать к ответу, что-либо требовать с других. Не приемлет давления ни в каком виде. Ни психологического, ни тем более физического. Ему явно душевно больно и страдательно, когда несовершенства реального мира вторгаются в его внутреннее пространство. Царь Фёдор пытается скрыться от этих несовершенств в молитвах и в нежной любви к своей царице. Пытается закупориться в своем идеальном внутреннем мирке. Он искренне верит в доброе начало в людях и в то, что все, вот прям сейчас одумаются, раскаются и начнут жить дружно. Как в мультике про кота Леопольда. Только вот настоящей жизни безразлично добро и зло, как правильно и как не очень. Она развивается по своим, несколько другим законам гармонии. Суть в том, что полное отсутствие власти и попустительство всему, так же дурно, как и её гипертрофированные проявления. На фоне всего этого разворачивается кровавое противостояние между Шуйскими и Годуновым, полное предательств, интриг и иной подобной грязи.

Особенно тронул момент, когда плачущий Федор Иванович пытается примирить непримиримых врагов, стоя на коленях и умоляя двух дорогих ему людей "Ну помиритесь, ну обнимитесь же!! Вы же любите друг друга!" И он совершенно не понимает, что конфликт зашёл слишком далеко и с этой дикой ненавистью уже ничего не поделать. Ненависть слишком сильное чувство и она, как и любовь просит выхода.

В общем спектакль не для всех, он серьёзен, глубок и многогранен. Заставляет думать ещё долго, после выхода из театра. Однозначно советую.

Сидеть лучше ближе к сцене, ибо спектакль сильный по эмоциональному накалу, практически постоянно держит в напряжении и выражения лиц актёров видеть желательно.

Декорации чрезвычайно просты, и, собственно, не нужны, благодаря прекрасно поставленному свету. Это один из случаев, когда лишь игрой света и тени можно добиться большего, нежели чем самыми дорогими и изощрёнными декорациями. Да и отвлекали бы они.

Отдельное спасибо за прекрасную живую музыку в фойе театра во время антракта. Исполненное неизвестным пианистом Comptine D'un Autre Été из кинофильма «Амели» добавило эмоциональных красок в восприятие спектакля.

Прочитано 1154 раз Последнее изменение 03 март 2019