Версия для печати

Московский театр "Et Cetera".Спектакль "Шейлок".

Московский театр "Et Cetera".Спектакль "Шейлок".
01 дек 2015
Оцените материал
(103 голосов)

Посмотрел спектакль « Шейлок» московского театра «Et Cetera» под управлением А.Калягина. Не нужно обладать большой эрудицией, что бы понять, речь идет о постановке по пьесе Шекспира «Венецианский купец». Это довольно известное произведение имеет множество трактовок и толкований. Собственно существование самого Шекспира не является полностью достоверным, хотя в городке Стратфорд фор Эйвен вам покажут его дом и дом его любовницы и даже место где родилась его дочь.

После прочтения этой пьесы, как и после просмотра ряда постановок я неизменно чувствовал неприятный осадок, остался этот осадок и теперь. Достаточно взять в руки программку и открыть ее, как на первой странице мы читаем антисемитский текст Розанова. Известный негодяй Розанов рассуждает там о мире через призму противостояния арийского и семитского типа. Заявляя, что семитский тип не способен к творчеству, наукам и искусству. Оставим Розанову его суждения на совести, но спектакль строился исходя из этого тезиса. Нам являли две противоположности. Шейлок- еврейский финансовый деятель- образ создавал Александр Калягин был противопоставлен Антонио- венецианскому купцу, образ создавал Виктор Вержбицкий. Особенно ярко это противостояние было показано в финальном акте пьесы, когда Антонио и Шейлок по разному истолковали одно и то же явление, под названием закат. Лично мне эта идея не кажется хорошей и в понимании Шекспира не самой лучшей. Шекспир давно стал символом Британии и ее иконой, но его прочтение безусловно разнится и сильно.

Спектакль, как это часто бывает в театре «Et Cetera» под управлением А.Калягина очень красив, сценография и сценические движения прекрасны. Современный декор не портил Шекспировский накал страстей, разве, что слишком хорошо известная концовка не давала насладиться напряжением и развязка не казалась столь оглушительной. Но все же у меня не возникло раздражения, которое часто возникает при просмотре слишком шумных шекспировских драм.

Калягин притягивал к себе всеобщее внимание и я не уверен до конца, что стало тому причиной, традиционное обаяние власти или его талант. В России любой начальник воспринимается, как бог и его принято обожать, всеми силами своей души. Холопское начало и барская любовь все еще сильно в населении, которое все никак не станет народом… Образ созданный Калягиным безусловно глубок и не столь однозначен, как это бывает обычно. Но тем не мене шекспировский слог- остается шекспировским слогом.

Мот, гуляка и страдающий сплином Антонио, рабовладелец и грабитель… Не будем забывать, что Венеция гордится украденными в Китае Марко Поло грифонами, а уж награбленное в Византии и вовсе составляет славу этого христианского места… показан как герой. Скромный и аскетичный труженик Шейлок, который всего добился сам, а не получил по праву рождения, как Бассанио- образ создавал Алексей Осипов, который кроме титула ничем не славен… Выставлен на посмешище. Обращает на себя внимание, что Шейлок- еврей и для него Бет Дин является судом, а не суд Дожей. Не стоит забывать, что наши молитвы веками содержат просьбу подчиняться только нашим судам. Не мог и не пошел бы на гойское судилище так, как не мог дать там клятву на языческом писании. Ну и залог в виде сердца еврей тоже принять не мог.

Ключем к этой истории является то, что Шейлок вел дела с представителями народов мира и утратил присущее моему народу качество, связанное в Заветом. Шейлок перестал быть евреем, уподобившись веницианцам. Он превратился в такое же животное, как и они. Ему захотелось жить как они, он утратил душу и стал таким же язычником, как христиане. Это страшно, как и то, что его дочь приняла крещение, это и есть предостережение! Как только ты теряешь дарованное тебе свыше, ты не просто становишься, как народы мира. Ты падаешь даже ниже их. Какой спрос с христиан? 10 заповедей вместо 613. Просто умывайтесь и не убивайте дуг-друга. Какой спрос с

моего народа? Мы отвечаем за весь мир. Именно благодаря милости к нам и тому, что мы приняли на себя великое служение мир все еще существует.

На э том спектакле меня почему-то неотступно преследовала эта песенка….

Попросим силы быть тем, для кого создан этот мир и запомним урок «Шейлока». Народы мира нужны только для того, что бы мы имели выбор быть ими или Служить Т-орцу. А все эти Антонио и прочие Боссанио потеряют все что получат. Достаточно посмотреть на Венецию, которая стала туристическим аттракционом. И на Вечный город.

DSC0365
DSC0369
DSC0370
Прочитано 2033 раз Последнее изменение 05 фев 2016

2 комментарии

  • Алиса Котова 26 дек 2017 написал Алиса Котова

    Немного разочарована этим спектаклем. Радует лишь игра Калягина, в остальном кажется, что актеры не доиграли, режиссер не доделал, а в некоторых местах даже перемудрил.
    Хорошие декорации, хороший Калягин и все.. не думаю, что стоит идти в театр ради игры одного актера, все-таки представление это творчество целой группы людей. Складывается впечатление, что зрителей согнали именно ради декораций и одного актера, думая, что эти две вещи как бы скроют остальные недостатки.

    Пожаловаться
  • Виктор 07 дек 2015 написал Виктор

    Быть или не быть, вопрос не вопрос.

    Всё творчество У. Шекспира уважаю, ценю и даже люблю. За всю глубину его мысли, за все глубинные аспекты человеческой души. Сама Шекспировская тема здесь интересна. Сутью всего отличие христианства от идеологии иудаизма. Тема интересна... отличия,на самом деле не настолько разные. Был ли Иисус Мессией — не самый главный вопрос, разделяющий иудаизм и христианство.
    Главное различие, как мне кажется, между этими двумя религиями заключается в том, какое значение они придают вере и поступкам людей.
    В Новом Завете Иисус говорит своим ранним ученикам: "Я пришел не для того, чтобы отменить Законы Пророков (Старого Завета)... Истинно говорю вам: пока существуют земля и небо, ни одна буква не исчезнет из Закона, пока Его окончательная цель не будет достигнута..."
    (Под "окончательной целью" тут следует понимать всемирное признание власти Бога на земле. Как иудаизм, так и христианство признают, что эта цель пока еще не достигнута.) Идиология христианства,как и библия,основана на Торе,а иудейский Бог отец христианского. Но оставим..

    Откровенно, экранизация Венецианского купца (2004) как то больше впечатлила. Да и театр Et Cetera слабоват для таких постановок С Табаковым не сравнить как то. На любителя.
    А Шекспира лучше читать

    Пожаловаться