Версия для печати

Софийский театра оперы и балета. Опера. Р. Вагнер. "Золотой Рейна".

Софийский театра оперы и балета. Опера. Р. Вагнер. "Золотой Рейна".
30 мая 2018
Оцените материал
(109 голосов)

Посетил историческую сцену Большого Театра России и послушал в исполнении труппы «Софийского театра оперы и балета» оперу Рихарда Вагнера «Золото Рейна». За дирижерским пультом дирижёр-постановщик Эрих Вехтер. Ведущие партии исполняли: Вотан- Мартин Цонев, нибелунг Альберих- Бисер Георгиев, Логе- Даниел Острецов. Еще мне понравилась короткая, но эффектная партия Эрды в исполнении Благовесты Мекки-Цветковой.

Это мое первое живое прослушивание «Кольца Нибелунгов» поэтому я ждал, возможно слишком многого и мое впечатление совсем не совпало с ожиданием. Я не то, чтобы разочарован, я скорее не приятно задумчив. Мне казалось, что запись делает звучание арий таким странным, - их как бы вообще нет. Я слышал что-то похожее на симфоническую музыку, которая в общем называться оперой могла лишь отчасти. Причем скорее не из-за использования голоса, как основного инструмента и даже больше, чем инструмента, а из-за сюжета. Вагнер сам писал либретто и вкладывал в него много больше, чем это принято делать.  Позволю себе заметить, что например Восьмая симфония Малера имеет не меньше прав называться оперой. Вагнер просто проигнорировал все законы оперы. Это, как если бы кто-то играл на футбольном поле с футболистами в регби. Хотя музыка и производит сильное впечатление.

Конечно, мое мнение не совсем свободно. Я часто стараюсь ничего не читать или скрываю, что я что-то читал о произведение впечатлением от которого делюсь. Тут, наверное, не стоит. Первый раз фамилию Вагнер я прочитал у М.Нордау в «Вырождение». Как я писал этот суровый человек владел моим сознанием очень долго. Потом был фильм Лукино Висконти «Людвиг», где Вагнер тоже не в лучшем свете. Конечно, я читал отчет П.И.Чайковского о посещении маленького баварского городка, где для «Кольца Нибелунга» (сам Чайковский упорно использует название «Перстень Нибелунга») был отстроен театр. Более того внимательный читатель и вовсе может меня заподозрить в плагиате проекта. Его идеи и родились у меня, после прочтения этого материала Чайковского. Поэтому ничего особенно нового я вам не сообщу. Разве, что шел спектакль 2-40 без антракта и писать хотелось очень. Зал к концу оперы покинуло не менее 20% слушателей. Оркестр играл не очень, могли бы поставить записи не любимого мною Гергиева и потренироваться. Видимо режиссер и руководитель театра Карталов, который в студенчестве ставил оперы со случайными оркестрами продолжает это делать. Очень странные декорации и костюмы. Много движения по сцене, которое отвлекает от музыки. Только простые партии типа Русалок и Эрды звучат. Ватан не внятен и не очевиден.

Сюжет оперы удивительно интересный и осмысленный. Это в общем бывает очень редко. Поэтому перескажу его подробно. Вообще «Золото Рейна» это не часть основного повествования оперы- Пролог. Опера состоит из трех частей «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель Богов». «Золото Рейна» состоит из четырех картин.

Картина первая. Русалки в Рейне. Певицы прыгают на батуте и поют. Партия не сложная и прыжки не мешают. К ним подкрадывается нибелунг Альберих и просит любви. Ему отказывают в грубой форме. Все бы и закончилось, но самый странный персонаж оперы Логе- бог огня и света показал Альбериху на дне золото. Он узнает у русалок, что тот, кто откажется от любви, сможет из него сковать кольцо и с его помощью повелевать миром. Альберих тут же отказывается от любви и ворует золото.

Картина вторая. Боги наняли великанов для строительства замка. Глава богов Ватан пообещал в уплату свою свояченицу. Она тоже богиня и отвечает за вечную молодость своего семейства. Великаны требуют девушку себе, Ватан ищет замену оплаты… Появляется Логе, да тот самый. Он рассказывает историю об Альберихе, который ради власти отказался от любви. Великаны согласны заменить оплату девушкой на оплату сокровищем.

Картина третья. Город нибелунгов- Нибельхайм. Альберих заставил выковать кольцо и сделал свой народ рабами. Его брат Миме выковывает для него еще и маску, которая позволяет принимать любой облик. Но больше всего он хочет лишить мир любви от которой вынужден отказаться из-за уродства и проклятия. Очень похоже на Путина. Тот тоже не знает любви из-за уродства и деньгами хочет лишить мир нормальной человеческой жизни. Но Логе и Ватан его обманывают, лишают сокровища и отнимают власть над миром. Почему-то все критики пропускают этот момент. Главная цель в жизни уродливого карлика Альбериха это не деньги и даже не власть, больше всего он хочет лишить мир светлой радости любви. Вообще я думаю, что это ключ к пониманию мотивации Путина.

Картина четвертая. Логе просит отдать сокровище русалкам и покончить с делом. Но Ватан использует его для выкупа свояченицы. В конце звучит партия Эрды исполненная очень красивым контральто. Она предостерегает от владения кольцом. Ватан отдает его великанам. Один из них убивает другого что бы владеть всем безраздельно. Ну и русалки плачут в Рейне им не отдали их сокровище.

Прочитано 1383 раз Последнее изменение 31 мая 2018

1 Комментарий

  • Алиса Котова 27 июль 2018 написал Алиса Котова

    Вот идея с батутами это очень интересно. Не каждый раз такое можно увидеть в театре. Хотя .. я даже не помню, что видела где-то еще.
    Наверное, для такого и нужно приглшать другие театры к себе, чтобы посмотреть, что есть у них, что есть у нас. Сравнить, адптировать под себя или придумать что-то новое на основе увиденного.

    Пожаловаться