Версия для печати

Самарский академический театр оперы и балета. Балет. Ц. Пуни. "Эсмеральда".

Самарский академический театр оперы и балета. Балет. Ц. Пуни. "Эсмеральда".
18 июль 2019
Оцените материал
(178 голосов)

Посмотрел спектакль Самарского академического театра оперы и балета, в РАМТе в рамках гастролей, которые проходили под эгидой проекта «Летние балетные сезоны». Это был балет на музыку Ц.Пуни «Эсмеральда». Хореография обозначалась, как созданная М.Петипа. Автору балет Жюлю Перро отводилась роль автора либретто. Художественный руководитель балета театра скромно назвал себя автором «концептуальной музыкальной драматургии».  Ведущие партии танцевали: Марина Накадзима, Максим Маренин и Кирилл Софронов, Анастасия Тетченко. За дирижерским пультом был главный дирижер театра Евгений Хохлов.

Посещение хотя бы одного спектакля фестиваля «Летние балетные сезоны в РАМТ» стало для нашего проекта чем-то вроде традиции. В прошлом году мы писали о балете «Смирнов балет» на музыку П.И.Чайковского «Спящая Красавица» в позапрошлом спектакли Воронежского театра оперы и балета: С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» в хореографии Михаила Лавровского и балета «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина в хореографии Владимира Васильева и спектакль Театр балета Классической хореографии на музыку Людвига Минкуса «Дон Кихот». Все эти спектакли предсказуемого уровня и они, как не странно похожи друг на друга. Например, Воронежский балет «Ромео и Джульетта» до боли похож на спектакль Театр балета Классической хореографии «Дон Кихот» и все вместе они похожи на самарский балет Ц.Пуни «Эсмеральда». Возможно где-то есть то, что определяет некий стандарт провинциального балета. Хотя, недавние гастроли в Большого театра России Челябинского Государственного Академический театра оперы и балета имени М.И.Глинки с балетом-кантатой Карла Орфа «Кармина Бурана» этот шаблон разрушает, но спектакль этот был создан все же не коллективом театра, а «Franceconcert».

Самара на балетной карте мира не представлена почти ничем. Из того, что ее как-то выделяет в общем ряде балетов можно назвать разве, что тот факт, что туда была сослана неудачливая сестра ФФедора Лорухова по имени Евгения. Его удачливая сестра Ольга, как известно осталась в свободном мире и вышла замуж за гениального Мейнарда Кейнса. Его идеи носят все еще определяющий характер в мировой экономике. Экономисты делятся по принципу поддерживаю Кейнса или не поддерживаю.

Говорить об исполнительском мастерстве или как-то серьезно обсуждать то, что происходило на сцене было бы странно. Начиная тем, что сцена не позволяла сделать четыре прыжка подряд не зависимо от их ширины и заканчивая тем, что рассадка музыкантов в оркестровой яме, которая приспособлена скорее для среднего джаз банда, такова, что исполнительское мастерство продемонстрировать в принципе невозможно.

Остается порассуждать об авторстве «Эсмеральды». Балет был поставлен Жюлем Перро. Перро по сути- создатель романтического балета в том виде, в котором мы его знаем. Именно ему принадлежит честь создания «Жизели» и этого уже достаточно, а был еще, например «Корсар» и многое другое. Когда он ставил «Эсмеральду» Петипа был в театре на правах подручного, которого терпели только из-за брата, который возглавлял балет Парижской Опера. «Эсмеральду» в Россию привезли быстро в 1848, через несколько лет после мировой премьеры в 1845. Петипа допустили к спектаклю только через 20 лет- в 1868 году. К тому моменту он «пересидел» на посту главного балетмейстера и Перро и Сан-Леона, который отошел от дел и через год уступил пост Петипа. Композитор к тому моменту был мертв и Петипа просил Дриго освежить партитуру. Надо сказать, что Пуни писал что-то похожее на танцевальные композиции для духового оркестра. Музыка его тяжеловесна и незатейлива. Но он был первым, кто писал музыку для балета специально. В этом его особое значение.

Как Петипа мог быть автором балета «Эсмеральда» и других балетов Перро? В 1862 году состоялось судебное заседание по авторским правам, где суд обязал заплатит Петипа штраф в пользу Перро за нарушения авторских прав. Но это было из-за совсем уж вопиющего воровства. Не касалось главного «Жизели». Но факт остается фактом- воровать авторские права в России начали не теперь, это глубинная национальная традиция.

Петипа «создавал» свою «Эсмеральду» под Цукку и «итальянского десанта». Вообще тогда было принято писать балеты под звезду. Звездами становились жены хореографов, которые потом выгодно продавались мужьями в хорошие руки. Например, Петипа передал свою первую жену (раскрутив ее как приму польскому аристократу), как и Перро- жена, которого Карлотта Гризи была передана графу Радзивиллу.

В общем не случайно Бурлаки называет себя хореографом реставратором. Думаю, что «Эсмеральда» в период наибольшего упадка русского балета (до приезда итальянок) выглядела, как в Самарском театре. Отсутствие техник, прыжки, как что-то не вероятное и элементарные поддержки. Пластика и показ в выгодном свете главной героини для последующей монетизации путем передачи ее великим князьям. Разве, что балерины из Самары в отличие от русских балерин того периода в хорошей форме и без лишнего веса.

Прочитано 1326 раз Последнее изменение 18 июль 2019

1 Комментарий

  • Елена Кошевая 07 окт 2019 написал Елена Кошевая

    Могу лишь сказать - хорошо, что в Самаре хоть это есть. В некоторых городах невозможно познакомиться с более или менее профессиональным балетом, потому что его нет. Есть только детские студии, которые вроде бы неплохо танцуют, но финансирование не то.
    Так что в Самаре не все так плохо. Возможно через некоторое время появится и хорошая, большая сцена и финансирование на декорации-костюмы. Конечно, до Большого театра они не дорастут, но уровень можно поднять. Главное, чтобы руководство региона это понимало.

    Пожаловаться