Русалка влюбляется в принца и просит Водяного и Бабу-Ягу сделать ее человеком. они соглашаются, но требуют, чтобы она стала немой. Принц влюбляется в другую, и наша Русалка возвращается в подводный мир, однако ее там не принимают. Требуют, что бы она убила принца и смыла его кровью свой позор. Русалка отказывается — она всё еще его любит. Принц раскаивается и находит Русалку. Просит у нее поцелуя, даже после того, как Русалка сообщает ему, что после этого он умрет… Однако принц говорит, что поцелуй ему дороже жизни. Они целуются, и он умирает, Русалка молится, чтобы ему всё простили.
У Даргомыжского всё иначе. Принц обрюхатил дочку мельника и дал денег ее отцу. Девушка утопилась и стала русалкой. Принц раскаялся и приехал на их мельницу, где его и утопили.
А.С. Пушкин, пьеса которого была положена в основу оперы Даргомыжского, проигрывает чешскому романтику — автору либретто Карелу Яромиру. В высоко духовной России при крепостном праве торговля дочерьми была вполне обычным явлением — никто не спрашивал у отцов. И тот факт, что принц надарил им подарков, очень лестно его характеризует. В Чехии всё было не так грубо — поэтому и сказки более нежные и романтичные. Но это дело вкуса… Лично я очарован чешским балетом.
Собственно говоря, Большой театр всегда ставил Даргомыжского. Я слушал эту оперу, и, признаюсь честно, непросто такое выслушать!
Мариинский театр поставил эту оперу весной 2009 года и почти сразу передал ее в Михайловский. Опера идет на чешском языке с русскими субтитрами. Музыкальным руководителем и постановщиком значится Петр Феранец. Дирижер — Павел Клиничев.
Основные партии: Русалка (сопрано) — Мария Литке, Принц (тенор) — Дмитрий Карпов, Водяной (бас) — Дмитрий Скориков.
У Даргомыжского всё то же самое, только Наташа — сопрано, Мельник (отец) — бас, Принц — тенор.
Декорации и оформление спектакля мне понравилось, хотя, возможно, использование современных средств визуализации делает оперу несколько похожей на низкие жанры типа мюзикла. Однако надо понимать, что культурный уровень в России постоянно падает. Удивительно, что кто-то вообще ходит на оперы! Л. Кехман, руководитель театра, замешан в скандале вокруг оперы «Тангейзер» в центре российской дикости — таежном городе набожных охотников Новосибирске. Не знаю, приложил ли он к этому руку…
В целом опера слушается гораздо лучше, чем постановка Большого театра, как ни удивительно услышать это от меня — знатного питерофоба!