Общее впечатление от спектакля определялось безусловно тем, что смотрел я его с одной совсем молодой барышней, которая дорога мне так, что лучше об этом и не говорить. Сыграла свою роль и то, что так называемый НОВАТ был первым театром, где я увидел балет в сознательном возрасте это был, как не странно «Спартак». Родители, конечно водили меня на подобные мероприятия, но это совсем другое дело. Тут я впервые послушал оперу, например семь раз «Тоску»… Тогда опера была важной частью моей жизни и совершенно неожиданно ее вытеснил балет в итоге. В общем я на удивление доволен впечатлением, хотя, конечно оно не безусловно положительное. Думалось, что я попаду на спектакль уровня Воронежского театра оперы и балета, но спектакль был в общем вполне сопоставим с спектаклем МАМТа и даже больше.
Всяческого порицания заслуживает оформление спектакля. Создатель костюмов Александр Васильев, как мне кажется просто лишен вкуса. Понятно, что форма и цветовая гамма определена традицией, но зачем столько страз? Отвратительный дешевый мишурный блеск, который уместен скорее в цирке. Вторым недостатком являются декорации. Понятно, что сцена НОВАТа невероятно большая, мне кажется даже историческая сцена Большого театра России меньше, но вряд ли это повод выстраивать такие сооружения на сцене, а уж писать к каждому из трех действий отдельный занавес представляется совсем пустой тратой денег. Щедрость не мое сильное место, но все же.
Если говорить о постановке, конечно заметно, что танцы слегка корректированы. Смерть Баядерки, которая для меня главная сцена тоже в общем не стандартна. Сон Солора содержит, конечно все необходимые элементы, но ступеньки не в три, а два ряда мне не понятны. Хотя возможно я просто пересмотрел «Баядерки». Только за последние пару лет, мне удалось увидеть «Баядерку» в МАМТ, «Баядерку» в Большом Театре России и "Баядерку" в Национальном театре Чехии. Чаще я смотрел разве, что «Дон Кихота». В связи с тем, что о самом балете и его создателях я уже рассказал практически все остается, чтобы не скатываться на рассказ о том, что НОВАТ строили в годы войны и там в эвакуации побывали не только сокровища музеев, но и человеческие сокровища, которые и выковали славу этого театра, я пообсуждаю танцоров. Это интереснее, чем ругать Кехмана за странный ремонт и ковры. Хотя должно же быть что-то мягкое и в холодной Сибири?
Партия Баядерки исполнена хорошо, но мне не понравилась. Лирическая партия вообще дело очень тонкой и у Веры Сабанцевой есть все, пластичные, выразительные руки, нервный живот, но вот прыжки совсем не ее конек. Как-то она смотрится не столько лирично, сколько кряжисто. Вообще с прижками в Новат беда. Солор- Михаил Лифенцев тоже прыгал крайне низко и в общем едва выполнено «профминимум», который в мужском балете того времени, когда создавали «Баядерку» был не высоким. Он слишком высокий и массивный, можно попробовать сравнивать его с Денисом Савиным из Большого театра, но сравнения неуместно, а уж до Владислава Лантрова ему не добраться никогда. В Воронеже тоже есть такой прим-высокий и, как Иван Михалев из МАМТ не очень подвижный танцор. Вот кто меня покорил так это Ольга Гришенкова! Я был готов сравнивать ее с лучшими балеринами из тех, что я видел. Потрясающая форма, великолепные данные, совершенно безупречное исполнение роли. Ждет ли ее большое будущее я не знаю, но она очень хороша. Прыжки и все необходимые технические элементы удивительно сочетаются с внутренней силой и артистизмом. Я бы позволил сказать себе, что Светлана Захарова не лучше, простите.
Возможно я излишне восторжен, но спектакль мне понравился, понравился как раз тем, что прочтение хореографии балансирует на грани и сравнивая этот спектакль со спектаклем Большого театра понимаешь, что он по-хорошему отличается, не проще, а именно другой и это здорово! Именно это и делает разные театры интересными.
Оркестр заслуживает несколько слов. Но это будут не похвалы. Мне показалось, что есть над чем работать, отдельные места звучали можно сказать по-новому, а можно сказать вызывающе. Эмоции ли это дирижера или просто привычка оркестра сказать не могу.