Главные партии исполнили: Melanie Diener, Daniel Frank, Sebastian Holecek. Все трое гости театра и раньше я их не слышал, что добавляло интриги. Хотя интриги хватало, единственная опера Бетховена, над которой он работал 11 лет, и которая претерпела три редакции сама по себе некий «памятник» оперного искусства, который обязателен к прослушиванию. Для меня это было первое знакомство с этим произведением, раньше я слушал только запись. Могу отметить, что запись показалась мне скучно, а сама опера чем-то вроде не лучших образцов оперного творчества Моцарта. Отдавало оперой Моцарта «Так поступают все женщины». Та же простройка, композиционные решения, которые через много лет позволили Вагнеру создать концепцию «лейтмотивов», но в целом предсказуемо и довольно скучно. К сожалению, спектакль не добавил в мое восприятие записи ничего нового. Не могу сказать, что я впечатлен. В целом Бетховен правильно сделал, что сконцентрировался на симфонической музыке, она у него получалась сильно симпатичнее.
Действие на сцене, которая существенно меньше, чем сцены трех других площадок Национального театра Чехии не поражало яркостью и решения чисто режиссерские были простыми и банальными. Может быть за их счет и можно было что-то исправить, но не получилось совсем. Гости театра работали хорошо, но без вдохновения, которое по всей видимости не требовалось по замыслу постановщика, а может быть и самого Бетховена. Опера содержит много диалогов, которые звучат по-немецки несколько резковато и это тоже не добавляет произведению шарма. Может быть все это произошло из-за моих завышенных ожиданий, но делюсь впечатлениями, которые получил.
Остается пересказать сюжет. Как это часто бывает в операх сюжет можно назвать глупым или отсутствующим. В центре произведения любовь и тюрьма. Главный герой Жакино, тюремный привратник, влюблён в Марселину, дочь надзирателя Рокко. Вот основные действующие лица. Привратник и надзиратель. Понятно, что это люди порядочные и благородные. Они не пытают заключенных, как в Российской ФСИН, но тоже думаю мало приятного в их деятельности. Возможно, именно поэтому Марселина влюблена в Фиделио, который тоже надо сказать из тюремной администрации и является помощником ее отца. Но тут скрывается интрига Фиделио это женщина. Она нанялась работать в зону, чтобы облегчить участь своего мужа узника Флорестана. В России заключенных принято насиловать и непригодность женщины для этой роли быстро бы стала проблемой. Но это все не в России. Дальше еще смешнее! В тюрьму с проверкой едет министр, который услышал, что в тюрьме содержатся политические заключенные. Надзиратели решают убить Флорестана, но любовь жены спасает его от смерти. В общем в России эту оперу ставить нельзя. Наши тюрьмы заполнены политическими заключенными, которых убивают пачками и это никого не волнует. Жен способных спасти мужей в России практически нет и это будет напоминанием того, что самый духовный народ в общем… Опера точно не к месту.
Бетховену простительно, он немец и имел несчастную любовь, которая превратила всю его личную жизнь с череду не самых счастливых событий. Хотя возможно я так думаю потому, что основным источником информации о биографии этого великого композитора для меня была «Неполная и окончательная история классической музыки» Стивена Фрая. Но Фрай известный в том числе, аккуратным пересказом Дюма для англоязычных читателей врать, скорее всего не станет.
В опере одним из самых интересных мест является прелюдия вся опера может показаться некоторым развитием тем, которые были там продемонстрированы. Хорошо ли это я не знаю. Возможно отсутствие ярких мелодий в оперы производят такой странный эффект. «Фиделио» как тяжеловесный немецкий механизм звучит почти хорошо, но не радует так, как радует простенький Верди или даже тот же Моцарт в своих гениальных операх.
Это тот самый редкий случай, когда спектакль нужно слушать в любом случае не зависимо от рекомендаций, а рекомендации сами по себе не могут быть восторженными. Может быть когда-нибудь я послушаю эту оперу еще и в том моем состоянии она раскроется с какой-то пока не заметной стороны.