Версия для печати

Национальный Театра Чехии. Опера. Л. Бетховен. "Фиделио".

Национальный Театра Чехии. Опера. Л. Бетховен. "Фиделио".
18 апр 2019
Оцените материал
(103 голосов)

Посетил национальный театр Чехии и послушал оперу Людвига Бетховена «Фиделио». Спектакль шел на сцене Stavovske Divadlo. Этот театра на мой взгляд отлично приспособлен для оперных спектаклей, не случайно именно там состоялись премьера знаменитой оперы Моцарта «Дон Жуан». С тех пор театра, конечно, ремонтировали, хотя он по-прежнему производит впечатление благородной ветхости. За дирижерским пультом стоял хорошо известный нашим читателя Jiri Strunc.

Главные партии исполнили: Melanie Diener, Daniel Frank, Sebastian Holecek. Все трое гости театра и раньше я их не слышал, что добавляло интриги. Хотя интриги хватало, единственная опера Бетховена, над которой он работал 11 лет, и которая претерпела три редакции сама по себе некий «памятник» оперного искусства, который обязателен к прослушиванию. Для меня это было первое знакомство с этим произведением, раньше я слушал только запись. Могу отметить, что запись показалась мне скучно, а сама опера чем-то вроде не лучших образцов оперного творчества Моцарта. Отдавало оперой Моцарта «Так поступают все женщины». Та же простройка, композиционные решения, которые через много лет позволили Вагнеру создать концепцию «лейтмотивов», но в целом предсказуемо и довольно скучно. К сожалению, спектакль не добавил в мое восприятие записи ничего нового. Не могу сказать, что я впечатлен. В целом Бетховен правильно сделал, что сконцентрировался на симфонической музыке, она у него получалась сильно симпатичнее.

Действие на сцене, которая существенно меньше, чем сцены трех других площадок Национального театра Чехии не поражало яркостью и решения чисто режиссерские были простыми и банальными. Может быть за их счет и можно было что-то исправить, но не получилось совсем. Гости театра работали хорошо, но без вдохновения, которое по всей видимости не требовалось по замыслу постановщика, а может быть и самого Бетховена. Опера содержит много диалогов, которые звучат по-немецки несколько резковато и это тоже не добавляет произведению шарма. Может быть все это произошло из-за моих завышенных ожиданий, но делюсь впечатлениями, которые получил.

Остается пересказать сюжет. Как это часто бывает в операх сюжет можно назвать глупым или отсутствующим. В центре произведения любовь и тюрьма. Главный герой Жакино, тюремный привратник, влюблён в Марселину, дочь надзирателя Рокко.  Вот основные действующие лица. Привратник и надзиратель. Понятно, что это люди порядочные и благородные. Они не пытают заключенных, как в Российской ФСИН, но тоже думаю мало приятного в их деятельности. Возможно, именно поэтому Марселина влюблена в Фиделио, который тоже надо сказать из тюремной администрации и является помощником ее отца. Но тут скрывается интрига Фиделио это женщина. Она нанялась работать в зону, чтобы облегчить участь своего мужа узника Флорестана. В России заключенных принято насиловать и непригодность женщины для этой роли быстро бы стала проблемой. Но это все не в России. Дальше еще смешнее! В тюрьму с проверкой едет министр, который услышал, что в тюрьме содержатся политические заключенные. Надзиратели решают убить Флорестана, но любовь жены спасает его от смерти. В общем в России эту оперу ставить нельзя. Наши тюрьмы заполнены политическими заключенными, которых убивают пачками и это никого не волнует. Жен способных спасти мужей в России практически нет и это будет напоминанием того, что самый духовный народ в общем… Опера точно не к месту.

Бетховену простительно, он немец и имел несчастную любовь, которая превратила всю его личную жизнь с череду не самых счастливых событий. Хотя возможно я так думаю потому, что основным источником информации о биографии этого великого композитора для меня была «Неполная и окончательная история классической музыки» Стивена Фрая. Но Фрай известный в том числе, аккуратным пересказом Дюма для англоязычных читателей врать, скорее всего не станет.

В опере одним из самых интересных мест является прелюдия вся опера может показаться некоторым развитием тем, которые были там продемонстрированы. Хорошо ли это я не знаю. Возможно отсутствие ярких мелодий в оперы производят такой странный эффект. «Фиделио» как тяжеловесный немецкий механизм звучит почти хорошо, но не радует так, как радует простенький Верди или даже тот же Моцарт в своих гениальных операх.

Это тот самый редкий случай, когда спектакль нужно слушать в любом случае не зависимо от рекомендаций, а рекомендации сами по себе не могут быть восторженными. Может быть когда-нибудь я послушаю эту оперу еще и в том моем состоянии она раскроется с какой-то пока не заметной стороны.

-
Прочитано 1159 раз Последнее изменение 25 апр 2019