Национальный театр Чехии. Опера. Р. Вагнер. "Лоэнгрин".

Национальный театр Чехии. Опера. Р. Вагнер. "Лоэнгрин".
22 нояб 2018
Оцените материал
(48 голосов)

Посетил историческую сцену Национального театра Чехии и послушал оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Это выдающееся произведение великого имеет изрядную продолжительность. Спектакль шел с двумя антрактами и начался в шесть часов, а закончился в одиннадцать, для меня это являлось проблемой и поэтому фотоматериал к впечатлениям не очень богат. За дирижерским пультом Constantin Trinks. Оркестр не просто порадовал, а восхитил. Вагнер называл свои оперы музыкальными драмами.

Но мне часто кажется, что они в равной мере и может быть даже в большей чем, драмы являются симфониями. Так называемый «лейтмотив», который стал одним из основных элементов «вагнеровской оперной реформы» позволяет слушать его оперы совершенно без «театрального сопровождения и голоса певцов» при этом переживания не становятся менее острыми. Тем не менее это опера и опера уникальная, понятно, что эксперты будут утверждать, что наиболее ярко талант композитора проявился в его поздних произведениях «Кольцо Нибелунга», «Тристан и Изольда» и «Парсифаль», но для больше всего нравится «Лоэнгрин» потому, что эта опера еще свободна от его «идеологических установок» и тут звучат полноценные дуэты и арии и ориозы хотя и не «скруглены по итальянски» тем не менее более гармоничны. Это позволило ярко продемонстрировать свой талант исполнителям. Ведущие партии пели:

Король Генрих- Jiri Sulzenko. Мы писали об опере Антониана Дворжака «Русалка», где он пел, но особенно не выделяли его. Это выпускник консерватории Праги. Долгое время работал в Брно и в 2012 году снова вернулся в Прагу. Видимо мы будем слушать его довольно часто.

Лоэнгрин- Charles Kim. Выдающийся тенор, именно он открывал постановку «Лоэнгрин» в Праге. Учился в США, затем работал в Дортмунде, где спел практически весь вагнеровский репертуар. Сейчас он поет по всему миру такие вагнеровские партии, как Лоэнгрин, Парсифаль, Зигмунд («Валькирии»), Эрик («Летучий голандец») и Ариндал («Фея»). Несомненно, его голос выделялся на сцене. Я очень рад, что его услышал. Мечтаю послушать его партию в «9-ой Симфонни Бетховена» и «Реквиеме» Верди, где, как говорят он особенно хорош.

Эльза- Edit Haller. Она не главная исполнительница этой партии в Праге. Сейчас эту выпускницу Зальцбургского «Моцартеума» можно считать «восходящей звездой на выдане» она является гостьей в Венской и Баварской опере, ну и, конечно, в Праге. Где она найдет развитие своей карьеры? Dana Burešová, которая пела эту партию на премьере мне пока не знакома.

Ортруд- Eliska Weissova, обладает сильным голосом и ярким театральным талантом. Она кончила консерваторию в Брно. С Вагнером работает впервые. Но ее партия мне понравилась, возможно потому, что сама партия очень выигрышная.

Для меня музыка Вагнера это нечто прекрасное, но не дающая никакого катарсиса, не возволящее вырваться напряжению наружу и создающее странный эффект. Нет умиротворения и сладостного послевкусия, есть тревога, которая не находит выхода. Конечно, это связано с тем, что таковы особенности стилистики Вагнера… Но я, например, не смог дослушать «Кольцо Нибелунга»- вы найдете только впечатления о «Золоте рейна», «Валькирии» и «Зигфриде», дело даже не в том, что Софийский театр оперы и балета привез очень слабый оркестр. Даже «Тангейзер» в театре МАМТ о котором, мы писали создал эту смутную тревогу. Не стал исключением и «Лоэнгрин. Может Вагнер и знал, что делал, когда не давал музыке привычного для слушателя гармоничного выхода, но я каждый раз испытываю несколько дней тревогу.

Остается кратко пересказать сюжет тем более, что у Вагнера это имеет смысл. В первом действии мы видим, как власть в Брабанте пытаются захватить плохие люди потому, что на Эльзе (брат ее исчез) хочет женится и стать королем Тельрамунд. Эльза ждет чудо, и оно приходит в лице Лоэнгрина (Эльза дает обед не узнавать о его происхождении), который в поединке побеждает Тельрамунда. Первое действие прекрасно и величественно. Второе действие более лирическое и щемяще напряженное. Ортруд подстрекает Эльзу узнать тайну происхождения Лоэнгрина и отстрекаемый ею Тельрамунд даже пытается взбунтовать население. Нов итоге Эльзы выходит за Лоэнгрина замуж и тот становится Королем. Но не все так просто. В третьем действии, которое полно трагизма и боли… Эльза нарушает обед и спрашивает у Лоэнгрина о его происхождении. Далее все как положено. Лоэнгрин уходит, Брат не возвращается Эльза умирает.

«Лоэнгрин» это наверно самое яркое оперное явление на пражской сцене. Я получил невероятный эмоциональный заред.

Прочитано 102 раз Последнее изменение 25 нояб 2018

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены