Национальный театр Чехии. Опера. Б. Сметана. "Проданная Невеста".

Национальный театр Чехии. Опера. Б. Сметана. "Проданная Невеста".
02 дек 2017
Оцените материал
(113 голосов)

Посетил Национальный Театра Чехии и послушал оперу Бедржиха Сметаны «Проданная невеста». Само произведение оставило весьма противоречивое впечатление. Очень чувствуется, что писалось это произведение, как оперетта. Дело даже не в том, что на сцене прямо заметно, когда и в каких местах речь-речитатив заменили пением. Дело даже не в легковесном сюжете. Сюжеты в операх довольно часто откровенно глупые и значение сюжета второстепенно. Дело в музыке, которая не столько легкомысленно, сколько легковесна.

По сути уже после прелюдии все совершенно ясно. Мелодии из нее постоянно воспроизводятся в довольно простых вариациях, а местами и просто долго и нужно цитируются. Мне хорошо понятно, что это по сути одна из первых, да что там- просто вторая, после «Бранденбуров в Праге» опера композитора и вообще чешская опера. Мне понятно, что оперой эту оперетту сделали давно, еще в угоду императорскому театру Санкт-Петербурга. Но даже понимая все эти нюансы я откровенно скучал. Не помогло даже блестящее в полном смысле слова исполнение, как оркестра, так и солистов. Солисты были просто блестящие!

Марженка (Гретель), (сопрано). Petra Alvarez Simkova- Очень красивая женщина с чарующим сопрано, сильный голос позволяет ей добираться до самых глубин души слушателя. Она родилась в Праге и обучалась в местной консерватории, обучение заканчивала в Вене. Сейчас она гость театра, а в партии Марженки дебютировала. Я слышал ее перние первый раз и в общем оно украсило скучную музыку Сметаны.

Ганс (Jenek), (тенор). Peter Berger- певец хорошо знакомый нашим читателям. Он поет ведущие партии в опере Мартину «Джульетта» - Мишель и «Мадам Баттерфляй» - Пинкертон, о которых мы рассказывали.

Кецал, (бас). Zdenek Plech. Прекрасный сильный бас. Я мечтал услышать его в «Аиде», но пока не сложилось.

В общем довольно трудно понять зачем чкхи ставят такие произведения Сметаны. Возможно он как-то особенно дорог для чешского слушателя, но мне не понятно. Имея совершено гениальных композиторов Богуслава Мартину и Антониана Дворжака искать что-то еще очень странно. Хотя, стоит признать, что, например, российская музыка не исчерпывается Чайковским и Шостаковичем с Прокофьевым. Даже если признать, что Стравинский американский композитор остается еще много славных имен, хотя Римский-Корсаков меня просто раздражает. Полностью согласен с Сергеем Дягилевым, который кромсал его партитуры (их личные счеты тут не причем). Может быть, если бы вдова Римского-Корсакова не была такой глупой, мы услышали бы сейчас музыку композитора, звучащую по-новому, но в мире остался только Чайковский. Мусоргский и Римский-Корсаков живы только в России. Может я был не в том настроении и не воспринял излишней легковесности, которая в целом очень подчеркивает изящный строй музыки. Может просто я был увлечен в тот момент «танцевальной музыкой» в моих ушах звучал «Петрушка» Стравинского, но как-то мое знакомство со Сметаной в живую не удалось.

Сюжет оперы совершенно опереточный. Главный герой получает деньги за то, что отказывается жениться на девушке красавице, которой обещал. Он соглашается, что жениться на ней должен сын богача. При этом страдания девушки напрасны. Наш ухарь тоже сын этого же богача. Наверно это трогательная история, но вот на традиционный оперный сюжет типа «Медеи» Керубини или «Эдипа» Стравинского ну вот никак и даже нет приемлемого трагизма «Дон Жуана». Даже чахотки у девушки нет, как это принято в «Тосках» и прочих Верди-Шедеврах. Вот умри девушка от тоски, я согласился бы, а так…

Если серьезно посещение Национально Театра Праги всегда праздник. Это и отсутствие проверок билетов, как в Большом Театре или МАМТе, где работают пенсионеры «Бутовского полигона» и ненавидят зрителя пытаясь его оскорбить. Это и прекрасный вид, который открывается с балкона, куда можно выйти полюбоваться Прагой с высоты птичьего полета с бокалом шампанского в руках. При этом никаких обысков, все можно- дышится свободно. В России это невозможно. Каждый поход в Большой Театра это риск того, что эвакуируют и не отдадут одежду. Будут шпынять постоянно, проверяя билеты и конечно открыть окно- преступление. Ясно почему говорил великий американский поэт Иосиф Александрович Бродский, что лучше быть последним в демократии, чем первым в деспотии.

Прочитано 2232 раз Последнее изменение 12 дек 2017

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены