Версия для печати

Национальный театр Чехии. Опера. Б.Мартину. "Julietta".

Национальный театр Чехии. Опера. Б.Мартину. "Julietta".
11 апр 2017
Оцените материал
(120 голосов)

Посетил национальный театр Чехии и прослушал оперу Богуслава Мартину «Julietta». Общее впечатление можно охарактеризовать, как не простое. Не могу сказать, что я пришел в восторг или наоборот впал в возмущение или неистовство по поводу услышанного. Мне вообще показалось, что это произведение, где голосу отдается довольно мало в музыкальном смысле и большую часть мы слушаем речитатив, лучше было бы сделать не оперой, но симфонией.

К моменту посещения спектакля я слушал пятую и шестую симфонию Мартину и прекрасно понимал, что это композитор огромного размера. Мне было не совсем ясно к какому музыкальному периоду творчества относится эта опера, но я хорошо понимал, что это композитор, который точно стоит в одном ряду со Стравинским и Бартоком. Музыка меня совершенно потрясла и заворожила. Я купил все его шесть симфоний и очень долго был ими очарован.

Общее впечатление было гораздо более сильным, чем от оперы Бартока Белы «Замок герцога синяя борода». Хотя безусловно в музыке Мартину и Бартока есть много общего. Вообще критики говорят, что Мартину прошел путь от импрессионизма до неоклассицизма и даже искал себя в джазе. Трудно не заметить, что ровно тоже самое можно сказать о Стравинском, а Барток просто до джаза не добрался в силу разных причин не музыкального свойства. При этом, правда стоит заметить, что термин музыкальный импрессионизм еще менее строг, чем импрессионизм в живописи. Мыли о том, что он начался в «Могучей кучке» с Мусоргского и нудного Римского-Корсакова удручает. Конечно, приятнее стартовать от Дебюсси и Равеля, но все же Мартину, Стравинский, Барток несколько больше чем Равель при всем уважении к его балетным опусам. Я назвал бы Богуслава Мартину явлением особенным и его музыку настолько своеобразной, что она не укладывается в понятия типа даже неоклассицизма.

Богуслав Мартину не очень известен в России. В 2018 году на оперной сцене в Екатеринбурге будет поставлена его первая опера в России. Это будет опера «Греческие пассионы» основной ее лейтмотив «Христа распинают вновь». Для Екатеринбурга это не первая смелая попытка обратится к современной музыке. Например они поставили «Пассажирку» Вайнберга (о премьере Большого театра оперы Вайнберга «Идиот» мы писали). Поэтому позволю себе рассказать о нем. Мартину родился в семье сапожника и звонаря в далекой деревне. Начал играть на скрипке в 6 лет и в 16 поступил в Пражскую консерваторию, из которой его вскоре изгнали за небрежность. Однако со второго раза он сдал экзамен и в 26 лет стал второй скрипкой главного оркестра Чехии. Вскоре уезжает учиться в Париж, женится на француженке и в 1941 году уезжает в Америку. Там его много исполняют, он становится известным, но возвращается в Европу, где живет последние 6 лет своей жизни.

Оперу «Julietta» Мартину считал вершиной своего творчества, его квинтэссенцией, с чем я прослушав его симфонии не согласен категорически. Тем не менее она очень своеобразна по звучанию. Премьера ее состоялась в Праге в 1937 году. Либретто он написал сам. Сюжет носит фантастически характер. Главный герой оказывается в городке, в поисках любви, конечно, где никто не помнит прошлого. Все живут одним днем… При этом они в принципе не могут отличить правду от вымысла. Забавно, что это не о современной России. Опера шла на сцене несколько раз и, после оккупации немецкой ее сняли со сцены. Понятно, что в годы советской оккупации ее не ставили. Не ставили ее и в Америке, я думаю просто потому, что придумать что-то менее зрелищное «Julietta» мало реально. Тем не менее при жизни автора, за полгода до его смерти в 1959 году, она была поставлена в Висбадене. Сейчас «Julietta» Мартину звучит не только в Праге, но и Париже, где зрители ее принимают тепло. В Париже эта опера идет в театре «Пале Гарниер» постановку осуществил дирижер Марк Альбрехт. Хотя опера и предполагает чисто французские закругленные арии, мне трудно поверить в ее сценический успех. Самой успешной постановкой считается так называемая «брегенцевская» постановка. Это Венский симфонический оркестр, дирижер Д.Бернет. Жульетта (сопрано)- Э-М.Вестрбрук, Мишель (тенор) – И.Хум.

Главную партию- Мищеля пел Петер Бергер. Гость театра. Прекрасный тенор из Словакии. Много гастролирует в том числе и как певещ. Сотрудничает с театрами и филармониями по все ейропе.

Партию Джульетты - Alzbeta Polackova. Потрясающее сопрано, я уже слушал его в спектакле «Don Giovani» где она пела партию Донны Эльвиры.

Опера Мартину «Julietta» исполняется в Праге в подвижных двух ярусных декорациях. Декорации красивы и костюмы героинь приятны, хотя бросается в глаза, что, например, одна из хористок обута в туфли отличные от остальных. Подозревать театр в хорошем финансировании сложно. Но и зрелищем эту оперу не назвать. Слушать ее тяжело.

Первая часть, где не звучит голос солиста и вовсе удручающая. Со второй все лучше, но даже в конце остается легкое непонимание или скорее понимание того, что опера и музыкальный авангард рождают явление отличное от того, что ждет публика, для которой оперный канон сформирован Моцартом, Верди, Вагнером, Чайковским и может быть Мусоргским. Сделай из этой музыки Мартину симфонию или кантату- результат был бы блестящим. Может быть это звучало бы как одноактная опера, справедливости ради первых две части совсем не оперные.

Тем не менее в моем личном списке музыкальных явлений, приятных и важных появилось имя Богуслав Мартину. Я купил его симфонию и диск с самыми яркими частями оперы «Julietta».

Прочитано 2288 раз Последнее изменение 14 апр 2017

1 Комментарий

  • Anastasiya Kvitko 22 мая 2017 написал Anastasiya Kvitko

    Если придать еще бОООльшую пафосность к данной рецензии, то должно это выглядеть примерно таАк:

    «Жюльетта или Ключ к снам» малоизвестное второе наименование (Julietta ou La Clé des songes) Жоржа Невё (1930) А все на выходе получается - что это
    либретто Богуслава Мартину по этой пьесе.

    Премьера в виде сочинения состоялась в предвоенные годы: а именно в 1937 году;
    Премьера в виде первой постановки свершилась спустя год, а если быть точным, то 16 марта 1938 году в Праге, Национальная Опера.

    Я искренно поддерживаю людей, которые любым способом, находят время на культурные подобные мероприятия, где бы то они не находились. Независимо ни от каких факторов, это приятно , находится в разных странах, с разными людьми, атмосфера и другое понимание.

    Пожаловаться