Представленное на сцене Национального театра Чехии постановка, в общем это именно это творение Кордера. В целом нет ничего удивительного в подобном действии, например, Шостакович, вечный молодой соперник тоже не писал все свои балеты, как балеты и Стравинский тоже. Удивляет только, что выбрана музыка другого балета. При этом спектакль сделан нарочито русским, по крайне мере в чешском его варианте, который я смотрел. Получил ли я удовольствие от балета? Сильно меньшее чем обычно, все же традиции Национального театра Чехии и работа Питера Зуски, хоть и отставленного, делают балетную труппу этого театра одной из лучших в мире, а этот балет очень рядовой. Возможно, я просто ждал большего и слишком люблю Прокофьева.
Сергей Прокофьев легендарный русский композитор, который для отечественной музыки обеспечил некоторую связь времен, его можно считать … Хотя он не любил ни Стравинского- завидовал его европейской известности и Шостаковича, которого жестко критиковал и видимо завидовал популярности в СССР. Зачем он вернулся в 1936 году мы не знаем и в общем не узнаем, я не вижу в этом ничего разумного. Важно, что он написал для Дягилева четыре балета и три из них были поставлены. Это «Шут» (хореография художника Ларионова и исполнителя главной роли Славинского), легендарный «Стальной скок» в хореографии Мяснина с Лифарем на премьере, И конечно «Блудный сын» в хореографии Баланчина с Лифарем в главной партии. Этим он создал для себя бессмертие. Именно «Блудный сын» закрывал последний 22-й сезон «Дягилевского балета». Этим для меня Проковьев и значим, еще, конечно балетом «Ромео и Джультта», которы ставил практически сам. Гениальная музыка, которая живет в моем телефоне и скажу честно- балеты Стравинского я слушаю редко, а вот «Ромео и Джульетту» Прокофьева часто. Я был потрясен хореографией Питера Зуски этого балета в Национальном театре Чехии и ждал такого же потрясения. Его не случилось. Совсем. Да…
Прокофьев, будучи очень экстравагантным человеком писал яркую музыку, соединял эпохи и не смог пережить Сталина. Мне жаль, что его музыка все еще не нашла свое место и не получила и теперь уже точно не получит заслуженной оценки. Подобные балеты не делают для этого, как мне кажется ничего. Возможно я ошибаюсь.
Остается рассказать, что за дирижерским пультом стоял Vaslav Zahradnik.
Главные партии исполнили: Снежная королева- Alina Nanu. Эта балерина хорошо знакома нашим читателям. Она танцевала в спектакле Национального театра Чехии «Timeless» в части «Serenade» (хореография Баланчина). Кай- Adam Zvonar (это его первое исполнение) и конечно Герда- Aleksandra Pera.
В общем мой довольно горестный рассказ об этом балете вызван тем, что я получил довольно смазное впечатление и долго не решался приступить к его фиксации. Сейчас почти все забыто и осталось некоторое тревожное чувство чего- не полученного. В любом случае российская цивилизация умирает, православные активисты сделали ее посмешищем и практически убили. Что остается? Смотреть, как англоязычный мир, который стал глобальным воспринимает нашу культуру и верить, что она будет жить в этом мире, пусть в таком странном виде. Я люблю эту культуру и мне ее безумно жаль, музыку и хореографию мне жаль больше чем литературу и кухню. Я очень хочу, чтобы балет жил. Но не Вайнонен или Моисеев создали этот балет по причине того, что Бажов писал о купцах, которых нельзя в СССР и не Алексей Ратманский потому, что нельзя в путинской России о попах, а британец потому, что так захотел…
Смотреть этот балет приятно, слушать еще больше, простите за сумбур. Мне жаль, что я увидел это так, мне жаль моей страны и жаль, что все, что я могу сделать это просто уйти…в Чехию.