Версия для печати

Национальный театр Чехии. Балет. С. Прокофьев. "Снежная королева".

Национальный театр Чехии. Балет. С. Прокофьев. "Снежная королева".
21 фев 2018
Оцените материал
(110 голосов)

Посетил национальный театр Чехии, его основную и главную сцену и посмотрел балет на музыку Сергея Прокофьева «Снежная королева». Что сказать? Действительно мы россияне хорошо знаем, что Сергей Прокофьев, шестикратный лауреат сталинской премии написал 11 опер и 7 балетов. В общем название всех балетов, которые написал С.Прокофьев мы тоже знаем. Среди них, конечно нет балета «Снежная королева». Опять же хорошо известно, что в 2007 году Майкл Кордер взял музыку Прокофьева к балету «Каменный цветок» и поставил на нее балет по сюжету Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева». «Английский национальный балет» с большим успехом проехал с этим спектаклем по всему миру.

Представленное на сцене Национального театра Чехии постановка, в общем это именно это творение Кордера. В целом нет ничего удивительного в подобном действии, например, Шостакович, вечный молодой соперник тоже не писал все свои балеты, как балеты и Стравинский тоже. Удивляет только, что выбрана музыка другого балета. При этом спектакль сделан нарочито русским, по крайне мере в чешском его варианте, который я смотрел. Получил ли я удовольствие от балета? Сильно меньшее чем обычно, все же традиции Национального театра Чехии и работа Питера Зуски, хоть и отставленного, делают балетную труппу этого театра одной из лучших в мире, а этот балет очень рядовой. Возможно, я просто ждал большего и слишком люблю Прокофьева.

Сергей Прокофьев легендарный русский композитор, который для отечественной музыки обеспечил некоторую связь времен, его можно считать … Хотя он не любил ни Стравинского- завидовал его европейской известности и Шостаковича, которого жестко критиковал и видимо завидовал популярности в СССР. Зачем он вернулся в 1936 году мы не знаем и в общем не узнаем, я не вижу в этом ничего разумного. Важно, что он написал для Дягилева четыре балета и три из них были поставлены. Это «Шут» (хореография художника Ларионова и исполнителя главной роли Славинского), легендарный «Стальной скок» в хореографии Мяснина с Лифарем на премьере, И конечно «Блудный сын» в хореографии Баланчина с Лифарем в главной партии. Этим он создал для себя бессмертие. Именно «Блудный сын» закрывал последний 22-й сезон «Дягилевского балета». Этим для меня Проковьев и значим, еще, конечно балетом «Ромео и Джультта», которы ставил практически сам. Гениальная музыка, которая живет в моем телефоне и скажу честно- балеты Стравинского я слушаю редко, а вот «Ромео и Джульетту» Прокофьева часто. Я был потрясен хореографией Питера Зуски этого балета в Национальном театре Чехии и ждал такого же потрясения. Его не случилось. Совсем. Да…

Прокофьев, будучи очень экстравагантным человеком писал яркую музыку, соединял эпохи и не смог пережить Сталина. Мне жаль, что его музыка все еще не нашла свое место и не получила и теперь уже точно не получит заслуженной оценки. Подобные балеты не делают для этого, как мне кажется ничего. Возможно я ошибаюсь.

Остается рассказать, что за дирижерским пультом стоял Vaslav Zahradnik.

Главные партии исполнили: Снежная королева- Alina Nanu. Эта балерина хорошо знакома нашим читателям. Она танцевала в спектакле Национального театра Чехии «Timeless» в части «Serenade» (хореография Баланчина). Кай- Adam Zvonar (это его первое исполнение) и конечно Герда- Aleksandra Pera.

В общем мой довольно горестный рассказ об этом балете вызван тем, что я получил довольно смазное впечатление и долго не решался приступить к его фиксации. Сейчас почти все забыто и осталось некоторое тревожное чувство чего- не полученного. В любом случае российская цивилизация умирает, православные активисты сделали ее посмешищем и практически убили. Что остается? Смотреть, как англоязычный мир, который стал глобальным воспринимает нашу культуру и верить, что она будет жить в этом мире, пусть в таком странном виде. Я люблю эту культуру и мне ее безумно жаль, музыку и хореографию мне жаль больше чем литературу и кухню. Я очень хочу, чтобы балет жил. Но не Вайнонен или Моисеев создали этот балет по причине того, что Бажов писал о купцах, которых нельзя в СССР и не Алексей Ратманский потому, что нельзя в путинской России о попах, а британец потому, что так захотел…

Смотреть этот балет приятно, слушать еще больше, простите за сумбур. Мне жаль, что я увидел это так, мне жаль моей страны и жаль, что все, что я могу сделать это просто уйти…в Чехию.

Прочитано 1929 раз Последнее изменение 23 фев 2018

1 Комментарий

  • Алиса Котова 26 фев 2018 написал Алиса Котова

    Не знаю.. может быть проблема в том, что спектакль был сделан нарочито русским? Зачем?)) Зачем чехам косить под русских. Ну .. конечно можно сказать, что вроде как русский балет самый великий балет в мире, но должно же быть свое.
    В том плане, если брать русский сценарий, то адаптировать под Чехию. Или вообще не брать русский сценарий. Судя по записям это же возможно - есть там и хорошие режиссеры, и хореографы. Все есть))

    Пожаловаться