Национальный театр Чехии. Балет. "Килиан".

Национальный театр Чехии. Балет. "Килиан".
22 нояб 2018
Оцените материал
(104 голосов)

Посетил историческую сцену Национальный театр Чехии и посмотрел балет «Килиан- Мост времени». Это программа из четырех одноактных балетов. Первый «Symphony of Psalms» («Zalmova Sympfonie») на музыку Игоря Стравинского. Второй «Bella Figura» на музыку: Lukas Foss, Giovanni Battista Pergolesi, Alessandro Marcello, Antonio Vivaldi, Giuseppe Torelli. Далее третий и четвертый балет, которые шли без антракта и в общем воспринимались, как единое целое «Petite Mort» и «Intermezzo» не только из-за того, что поставлены они были на музыку Вольфганга Амадея Моцарта.

Хореография всех балетов, как не трудно догадаться из названия Одного из самых выдающихся хореографов нашего времени Иржи Килиана. Балеты эти объединены названием мост времени и это тоже несет глубокий смысл, как и дата их премьеры. Совсем не случайно балеты Килина, который является признанным классиком мировой хореографии появляются на чешской сцене в год пятидесятилетия оккупации армиями Советского Союза и стран Варшавского договора. Иржи Килиан, как подавляющая часть приличных чехов категорически выступал против оккупации и покинул Чехию. В начале он отправился на работу в выдающийся Штутгардский балет к возможно самому влиятельному хореографу того времени Джону Кренко, а через два года отказался от чехословацкого паспорта. Сейчас Килина возвращается на Родину и этими балетами наводит мосты с тем временем, когда он и полмиллиона чехов были вынуждены оставить свою Родину…

Первый балет «Symphony of Psalms» («Zalmova Sympfonie») на музыку Игоря Стравинского впервые был поставлен в 1978 году в скорее после того, как Килина начал работать в Nederland Dans Theater, думал ли он тогда, что его балет увидят на родине? Общее впечатление от этого балета положительное, хотя сама постановка не отличается то того, что привычно российскому зрителю по балетам Килиана «Маленькая смерть», который идет в МАМТ благодаря стараниям выдающегося Илиера Лорана вместе с балетами Лифаря «Сюита в белом» и Форсайта «Вторая деталь». Это все тот же Килина, что и в Большом Театре России «Забытая земля» на музыку Б.Бриттена, в хореографии Иржи Килиана. Спектакль этот идет вместе с «Кармен -сюита» в хореографии А.Алонсо и «Этюд», в хореографии Х.Ландер. Те же краски если говорить и о костюмах, и о хореографии. Именно такой Килиан стал на сегодня эталоном классики.

Второй балет Второй «Bella Figura» на музыку: Lukas Foss, Giovanni Battista Pergolesi, Alessandro Marcello, Antonio Vivaldi, Giuseppe Torelli. Выглядел неожиданно. Дело даже не в том, что барочную музыку практически создал Килиан сам и она звучит очень интересно, хотя временами и щемяще знакомой. Асафьев, например в «Пламени Парижа» создавал музыку практически так же из цитат… Этот балет был поставлен уже в 1995 году. Он довольно современный и для замшелой и мракобесной России не приемлем. Хотя бы потому, что в нем солистки выступают с голой грудью. Спектакль начинается в антракте. Нечто похожее мы видели в балете «Ohad Naharin. Dekadance» в Национальном театре Чехии и в МАМТ в балете «Брянцев.Геке.Нахарин». Становится понятно откуда взялся этот элемент. Этот спектакль меня потряс. Его одного было бы достаточно для совершенно не вероятного впечатления. Дело не только в барочной музыке, которая, судя по успеху оперы Г.Генделя «Альцина» даже в Большом Театре, набирает популярность. Дело в невероятной магии хореографии в движении, которые превращают музыку в феерию и раскрываю нечто такое, что нельзя почувствовать за пределами балетного спектакля. Раскрывает древнее и таинственное чувство сопричастности к творению. Примеряет с «бардачнм» решением Шредингера относительно природы электрона и атома и делает жизнь прекрасной. Жаль только балерин «с грудью» не бывает, хотя одна из танцовщиц демонстрировала вполне эротичные формы. Казалось, что после этого балета, а он был волшебным, например в конце на сцене появился живой огонь и очень ожидаемо было вывести на сцену «парад» с факелами, но решение Килиана был настолько элегантным и точным, что «нацистская символика» показалась банальностью. В общем так с каждым решением. Килиан невероятно тонко и точно все почувствовал и показал. Мне казалось, что совершенство достигнуто и магия состоялась. Что же он такое должен показать еще, что бы не смазать впечатления думал я?

Третий и четвертый балет, которые шли без антракта и в общем воспринимались, как единое целое «Petite Mort» и «Intermezzo» на музыку Моцарта. Поставлены они были 1991 и 1995 году и представляли собой юмористические исследования пластики в различных музыкальных средах. Яркий и легкий юмор раскрыл еще одну грань таланта Иржи Килиана.

Мои впечатления можно передать одной фразой- «очарован и зачарован». Невероятное зрелище, которое не просто превосходит, например балет Большого театра «Нуреев», а является хореографическим осмыслением другого уровня. В моих глаза «драмбалет», даже у Макмиллана…

Остается добавить, что за дирижерским пультом был David Svec.

Прочитано 1730 раз Последнее изменение 25 нояб 2018

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены