Версия для печати

Национальный театар Чехии. Балет. "Славянский темперамент".

Национальный театар Чехии. Балет. "Славянский темперамент".
22 нояб 2018
Оцените материал
(105 голосов)

Посетил новую сцену Национального театра Чехии и посмотрел балетный спектакль под общим названием «Славянский темперамент» (Slovanský temperament). Этот балетный спектакль состоит из трех одноактных балетов «Dumka», «Aspects», «Perfect Example», которые поставили хореографы из Чехии- Ondrei Vinklat, Польши- Katarzyna Kozielska и России- Андрей Кайдановский. В Чехии любят историю о том, как три брата чех, лях и рус осваивали европейские просторы.

Собственно, новый руководитель чешского балета поляк Филип Баранкевич взял эту концепцию на вооружение. Это его первая работа на ответственном посту, где он сменил Питера Зуску, который руководил балетом Чехии двадцать лет и поставил множество интересных спектаклей. Не знаю как отнестись к «заявлению о творческом кредо» Fipa Barankiewicz, я не могу дать однозначную оценку увиденному, хотя безусловно в целом все увиденное можно характеризовать, как положительное движение, разве только постановка Katarzyna Kozielska однозначно зрелая и положительная работа на самом высоком мировом уровне.

Первый балет «Dumka» Ondrei Vinklat, который поставил чешский хореограф мне откровенно не понравился. Понятно, что он, как и остальные участники этого проекта выращен на школе Джона Крамко и его творческое кредо похоже на то, что делает легендарный Иржи Килиан. Но увы от Килиана он взял только цвет костюмов, который на воне синих носков, в которых танцевали танцовщики смотрелись убого. Мы помним его блестящую партию Ромео в «Ромео и Джульетта» в постановке Питера Зуски, но как хореограф он пока совсем не очень. Особое внимание заслуживает саунд трек, который он использовал в балете. Это удивительным образом искореженная музыка Дворжака заслуживает всяческого порицания. В общем понятно, что на должность директора балета Чехии его ставить было нельзя.

Второй балет «Aspects» в хореографии польки Katarzyna Kozielska был просто прекрасен. Уместный и прияный сауд-трек из музыки Max Richter, Ezio Bosso, Nils Frahm, Henryk Górecki, Abel Korzeniowski в сочетании с вирутозной работой балерин, который продемонстрировали невероятную пластику и владение телом, которое позволяет обходится только пластическим искусством для передачи самых сложных человеческих эмоций. Идеальная проработка каждого движения и технически сложнейшие поддержки все это держала зрителя в напряжении. Наверно, именно Katarzyna Kozielska будет писать в будущем самые яркие страницы чешского балета. Не случайно среди учителей она называет Тетлея и Баланчина, сочетание классического танца и современных течений на мой взгляд ей удалось сбалансировать идеально. В любом случае именно этот балет стал центральным в спектакле и не вызвал никакх отрицательных эмоций. Стоит отметить, что ассистентом хореографа выступила легендарная чешская балерина Tereza Podarilova. Мы писали о ее партии в балете «Вальмонт» на музыку Франца Шуберта и Peteris Vasks в хореографии Libor Vaculik.

Третьи балетом был «Perfect Example», в хореографии Андрея Кайдановского. Саунд-трек составлен из множества музыкальных отрывков, но самый ярки из них представляет собой нечто среднее между звуком электрической сварки и короткого замыкания. Это в общем совсем не новое явление в балете. Танцевальной компании Дрездена-Франкфурта Якопо Годани часто использует подобные звуки. Но стоит отдать должное Андрею Кайдановскому его балет или уж не знаю, как назвать представленное на сцене- перфоманс может быть… Полностью оригинален, крайне интересен и в общем очень озадачивает. С творчеством Кайдановского я был знаком, мне удалось увидеть запись его балета «Чай или Кофе», который был даже номинирован на «Золотую маску». В общем он показал тот самый русский балет, которого не существует. При этом ему удалось создать спектакль, который потрясает качеством, это совсем не «Балет Москва». При этом Кайдановский остался верен своему кредо- «само по себе движение не главное и не цель» он осмыслил вообще феномен российской общественной и политической жизни. Дело даже не в том, что это сцена из психиатрической лечебнице, а начинаю танцевать танцовщики в форме «корсаковских больных». Дело не в шерендах и строе, в котором большую часть живут герои его балета, сотрясаемые разрядами тока. Дело даже не в осмыслении «калинки-малинки» и прочего российско-скрепного. Дело в том, что он очень точно уловил то, что представляет собой «русскость» в мироощущении. В общем, посмотрел этот балет, как побывал в России. Хотя не могу сказать, что именно такие постановки я хотел бы видеть на балетной сцене. Замечу, что ассистентом хореографа обозначен Александр Капсапов. Видимо я оказался прав, когда писал во впечатлениях к балету в хореографии Федерика Аштона на музыку Луи Гарольда «La Fille mal gardee», что роль «матери» его последняя роль…Балетмейстером он назван и в афише замечательного балета «KILIAN».

В общем интрига в балетном мире Чехии на мой взгляд сохраняется. Далее заявлена премьера «Лебединого Озера» и тут уж Fip Barankiewicz вынужден будет «открыться». Пока он идет хотя и рискованно, но приемлемо.

Прочитано 1865 раз Последнее изменение 25 нояб 2018

1 Комментарий

  • Евгения Васильева 28 нояб 2018 написал Евгения Васильева

    Мне кажется, что последовательность специально выбрана. Никто не будет на первое место ставить самый лучший балет, поставят неплохой, но не шедевр. Но так, чтобы поддерживать интерес зрителя. Иначе все уйдут и не увидят шедевр, который скрывается за вторым актом. Как-то так
    И это всегда работает )

    Пожаловаться