Версия для печати

Национальный театра Чехии. Драма. L. Fuks. "Spalovac Mrtvol".

Национальный театра Чехии. Драма. L. Fuks. "Spalovac Mrtvol".
31 мая 2018
Оцените материал
(105 голосов)

Посетил Национальный театра Чехии (сцена Stavovske Divadlo) и посмотрел драматический спектакль по произведению (роману и киносценарию) Ladislava Fuksa «Spalovac Mrtvol». Режиссер Jan Mikulasek. Пьесу написала Marta Ljubkova. В главных ролях: Martin Pechlat, Pavla Beretova, Lucie Polisenska.  Это на сегодня один из самых популярных спектаклей в Чехии. Он шел на чешском языке, и я решил, что это не помешает мне понять его содержание, это же был уже не первый раз. Однако, в данном случае меня ждало тяжелейшее разочарование. С пониманием текста я справится не смог и большую часть спектакля рассматривал красивые картины и путался в догадках относительно содержания спектакля.

Не могу сказать, что мои впечатления полностью отрицательны, но и положительными их трудно назвать. Язык безусловно надо учить, его сходство с русским весьма обманчиво. Для сложных театральных конструкций явно недостаточно ни обиходных фраз не простейших представлений о грамматике. Наверное, я пока прекращу посещение драматических спектаклей.

Ладислав Фукс (Ladislav Fuks) в некотором смысле продолжатель традиций великого немецкоязычного еврея, который жил в Праге- Франца Кафки. Он окончил философский факультет Карлова Университета и работал в управлении по охране памятников, потом в национальной картинной галереи. Был участником диссидентского движения и в его романах ощущение опасности и гротескной абсурдности мира прожито автором лично. Уже его дебютный роман, а вышел он в 1963 году, под названием «Господин Теодор Мундшток» заложена основа, его будущих тем. Герой романа пожилой еврей готовится пережить ужасы нацистского лагеря. Собственно евреи и гомосексуалисты — это основные темы автора, как правило темы эти переплетаются. Фукс был женат и даже получил поздравление от Папы Римского, однако он так и не смог вырваться из круга маргиналов и преследуемых при советской власти гомосексуалистов- его брак продлился несколько дней. Далее следовало, как мы знаем подавление «Пражской весны» и Фукс, как большинство интеллектуалов был вынужден покинуть Чехию. По этому поводу он написал книгу «Возвращение из ржаного поля». В 1968 году режиссером Юраем Герцем был экранизирован его сценарий и снят фильм «Крематор» с Рудольфом Грушинским в главной роли. Мы писали о ролях этого актера в фильмах Иржи Мензеля: «Старые добрые времена», «Конец старых времен» и «Капризное лето». Конечно, расскажем и о фильме «Крематор». На русский язык переведены романы Фукса «Вариации для темной струны», «Крематор», «Мыши Наталии Моосгабр». Его темы- преследуемых во все времена евреев и гомосексуалистов в общем довольно интересны, он предвосхитил Мишеля Фуко и, по сути, положил основу современной европейской толерантности. Еще меня в его творчестве привлекает любовь к миру Австро-Венгрии, которую я безусловно разделяю.

Фильм Юрая Герца «Крематор» очень популярен. Сам Герц имеет номинацию на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского Кинофестиваля, правда за другой фильм. Сюжет фильма, как не сложно догадаться и сюжет пьесы похожи. Главный герой-хозяин крематория, женат на еврейке и имеет двоих детей. Его бизнес прибылен. Герой хороший семьянин. Сцена подготовки к рождеству и выдача подарков, одна из самых ярких в спектакле и отдельно говорит о потребительстве, которое захлестнуло мир. Для обычного спектакля уже этого было бы довольно. Но времена благоденствия в Чехии заканчиваются- наступает фашистская оккупация. Наш герой и рад служить фашистам, но членам его семьи никак не стать арийцами. О страдает и ищет, как решить эту проблему. Решает ее он радикально настолько, что это шокирует.

Спектакль, красив, в нем много сцен, которые поражают. Много красивых девушек в нижнем белье, это вообще в Чехии принято. Много очень интересных сцен и постановочных решений, которые не оставят равнодушными никого. Спектакль полон символов, аллюзий и отсылок. Он значительно отличается от фильма. Я смотрел его с удовольствие. Хотя в отличие от спектакля «Новая Атлантида», который я и на чешском понимал тут все было иначе.

В общем мысль о том, что преследуют иных- евреев или гомосексуалистов, или рыжих не режимы типа нацистского или коммунистического, а простые люди не нова. Правда тут она звучит уж совсем шокирующим образом. Особенно в контексте того, что среди евреев, живущих Чехии, Польше, Греции, Словакии погибло около 90% евреев, а в Австрии и Германии, которые и родили нацизм почти в двое меньше. Я не про то, что нужно снять вину с нацистов и коммунистов. Скорее про то, что за основные преступления ответственны обыватели. Не режим Путина убивает будущее России путем беззакония и разгула насилия. Это делают молчаливые обыватели. 

Прочитано 1514 раз Последнее изменение 31 мая 2018

1 Комментарий

  • Алиса Котова 25 июль 2018 написал Алиса Котова

    Я тоже как-то ходила на спектакль. Язык я кое-как знала, но не достаточно для того, чтобы понять все... были даже субтитры)) Но мы сидели так, что мне неудобно было и читать, и смотреть. Первые минуты были очень напряжными для меня. Я злилась, что согласилась пойти на этот спектакль, злилась на человека, который выбрал такие билеты.
    Но через какое-то время начинаешь понимать и вливаться во все происходящее. Это было самое настоящее открытие для меня)

    Пожаловаться