Не могу сказать, что мои впечатления полностью отрицательны, но и положительными их трудно назвать. Язык безусловно надо учить, его сходство с русским весьма обманчиво. Для сложных театральных конструкций явно недостаточно ни обиходных фраз не простейших представлений о грамматике. Наверное, я пока прекращу посещение драматических спектаклей.
Ладислав Фукс (Ladislav Fuks) в некотором смысле продолжатель традиций великого немецкоязычного еврея, который жил в Праге- Франца Кафки. Он окончил философский факультет Карлова Университета и работал в управлении по охране памятников, потом в национальной картинной галереи. Был участником диссидентского движения и в его романах ощущение опасности и гротескной абсурдности мира прожито автором лично. Уже его дебютный роман, а вышел он в 1963 году, под названием «Господин Теодор Мундшток» заложена основа, его будущих тем. Герой романа пожилой еврей готовится пережить ужасы нацистского лагеря. Собственно евреи и гомосексуалисты — это основные темы автора, как правило темы эти переплетаются. Фукс был женат и даже получил поздравление от Папы Римского, однако он так и не смог вырваться из круга маргиналов и преследуемых при советской власти гомосексуалистов- его брак продлился несколько дней. Далее следовало, как мы знаем подавление «Пражской весны» и Фукс, как большинство интеллектуалов был вынужден покинуть Чехию. По этому поводу он написал книгу «Возвращение из ржаного поля». В 1968 году режиссером Юраем Герцем был экранизирован его сценарий и снят фильм «Крематор» с Рудольфом Грушинским в главной роли. Мы писали о ролях этого актера в фильмах Иржи Мензеля: «Старые добрые времена», «Конец старых времен» и «Капризное лето». Конечно, расскажем и о фильме «Крематор». На русский язык переведены романы Фукса «Вариации для темной струны», «Крематор», «Мыши Наталии Моосгабр». Его темы- преследуемых во все времена евреев и гомосексуалистов в общем довольно интересны, он предвосхитил Мишеля Фуко и, по сути, положил основу современной европейской толерантности. Еще меня в его творчестве привлекает любовь к миру Австро-Венгрии, которую я безусловно разделяю.
Фильм Юрая Герца «Крематор» очень популярен. Сам Герц имеет номинацию на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского Кинофестиваля, правда за другой фильм. Сюжет фильма, как не сложно догадаться и сюжет пьесы похожи. Главный герой-хозяин крематория, женат на еврейке и имеет двоих детей. Его бизнес прибылен. Герой хороший семьянин. Сцена подготовки к рождеству и выдача подарков, одна из самых ярких в спектакле и отдельно говорит о потребительстве, которое захлестнуло мир. Для обычного спектакля уже этого было бы довольно. Но времена благоденствия в Чехии заканчиваются- наступает фашистская оккупация. Наш герой и рад служить фашистам, но членам его семьи никак не стать арийцами. О страдает и ищет, как решить эту проблему. Решает ее он радикально настолько, что это шокирует.
Спектакль, красив, в нем много сцен, которые поражают. Много красивых девушек в нижнем белье, это вообще в Чехии принято. Много очень интересных сцен и постановочных решений, которые не оставят равнодушными никого. Спектакль полон символов, аллюзий и отсылок. Он значительно отличается от фильма. Я смотрел его с удовольствие. Хотя в отличие от спектакля «Новая Атлантида», который я и на чешском понимал тут все было иначе.
В общем мысль о том, что преследуют иных- евреев или гомосексуалистов, или рыжих не режимы типа нацистского или коммунистического, а простые люди не нова. Правда тут она звучит уж совсем шокирующим образом. Особенно в контексте того, что среди евреев, живущих Чехии, Польше, Греции, Словакии погибло около 90% евреев, а в Австрии и Германии, которые и родили нацизм почти в двое меньше. Я не про то, что нужно снять вину с нацистов и коммунистов. Скорее про то, что за основные преступления ответственны обыватели. Не режим Путина убивает будущее России путем беззакония и разгула насилия. Это делают молчаливые обыватели.