Национальный театр Чехии. Опера. Л. Яначек. "Výlety páně Broučkovy".

Национальный театр Чехии. Опера. Л. Яначек. "Výlety páně Broučkovy".
31 мая 2018
Оцените материал
(110 голосов)

Посетил Национальный театр Чехии и послушал оперу Леоша Яначека «Výlety páně Broučkovy» (Путешествия г-на Броучека). За дирижерским пультом Jaroslav Kyzlink. Главные партии исполняли: Matej Broucek- Jaroslav Brezina, Mazal/Azurea/Petrik- Ales Briscein, Malinka/Etherea/Kunka- Marie Fajtova. Для меня это было первое знакомство с музыкой Леона Яначека, мои познания в музике Чехии исчерпывались неизбежным Б.Сметаной, очень понятным Дворжаком и нежно мною любимым Богуславом Мартину.

Я читал, что как не странно на сегодня самым исполняемым в мире чешским композитором является именно Леош Яначек. Послушав его оперу, я не открыл для себя секрет его успеха. Мне показалось, что он, как все поздние романтики отдает Малером и Вагнером, при этом весьма похож, особенно в оперной стилистике на Мусоргского. Опера «Výlety páně Broučkovy» (Путешествия г-на Броучека) очень приятна, как музыкально, так и постановке. Безусловно ее украсили пять совершенно голых девушек на сцене. Я понимаю, что в чешской опере без обнажения ну никак нельзя, но все же я возможно из-за косности не ожидал, что мне представят возможность рассматривать половые губы пяти девушек в опере, конечно, я только за тем более, что их фигуры не отличались таким разнообразием, но уместно ли это? Например в опере «Билли Бадд» Национального театра Чехии голый мужской зад был уж совсем не уместен, тут же можно спорить.

Леош Яначек родился в семье учителя в глубокой провинции в чешской Моравии. Он был одним из 14 детей. Как ему удалось получить образование мне не понятно, начал петь в церковном хоре монастыря Староебрно, а далее учился в Праге, Вене и Лейпциге. В двадцать лет познакомился с Антонином Дворжаком, который был лет на пятнадцать его старше и уже довольно известным музыкантом. Эта встреча определила судьбу Яначека. Его первая опера «Енуфа» по сути представляет собой вариацию на тему музыки Дворжака. Эта «национальная моравская опера», которая, как утверждается помогла Яначеку освоить песенные и танцевальные традиции Моравии открыла ему дорогу в мир музыки. Постепенно он освободился от влияния Дворжака и попал под влияние Мусоргского. Не случайно, за оперой «Výlety páně Broučkovy» (Путешествия г-на Броучека) следовала опера по мотивам пьесы Островского «Гроза» «Káťa Kabanová» (Катя Кабанова). Одна из последних его опер была по мотивам произведений Достоевского. Вся его жизнь была борьбой с бедностью, он занимался тем, что преподавал музыку, что и кормило его до пенсии, хотя в Брно он был очень заметной фигурой и главным хормейстером в Консерватории. Я слышал его музыку в фильме режиссера Кауфмана «Невыносимая легкость бытия» по роману М.Кундеры о котором мы писали.

Исполнители в общем мне не знакомы. Matej Broucek- Jaroslav Brezina, хоть и солист национального театра Чехии с 2003 года, но я его никогда не слышал. Обычно заглавные партии поет Peter Berger. Исполнитель партии Mazal/Azurea/Petrik- Ales Briscein, мне тоже не знаком. Порадовала встреча с исполнительницей партии Malinka/Etherea/Kunka- Marie Fajtova! За«Výlety páně Broučkovy» мечательная певица, я помню, как прекрасно она пела в опере А.Моцарта «Свадьба Фигаро», тогда ее партнером был Frantisek Zahradnicek он пел главную партию, а в опере «Výlety páně Broučkovy» тоже пел важную партию.

Наверно можно пересказать сюжет. Домовладелец- наверно самое распространенное занятие в Праге пан Броучек отвергнут красавицей Малинкой (Marie Fajtova реально очень красива), она не богата и тем более удивительно предпочитает сытому Броучеку бедного художника Мазалу. Огорченный Броучек отправляется на Луну! Там он встречает все тех же- бывшую невесту и ее жениха, в новом облике. Его опять все отвергают, он решает возвращаться. Но по ошибке попадает в Прагу 1420 г., во времена гуситских войн. Он не хочет защищать Родину. Чехам это противно, и они его чуть не казнят. В итоге он обманом скрывается от преследователей. Комический сюжет высмеивает трусливый дух обывателя не способного подняться над корыстью. Мне показалось, сто пан Броучек типичный современный россиянин, который за «пачку печенья и банку варенья» …

Впечатления самые благоприятные, я получил много удовольствия от красивой музыки, прекрасных голосов и красивого спектакля. Опера действительно не простой жанр и довольно трудно удержать внимание современной публики. Достаточно вспомнить сцену из фильма Милоша Формана «Амадей», где император зевнул на опере «Свадьба Фигаро» и поставил на прекрасном музыкальном произведении крест. Тем не менее в Праге режиссеры нашли путь к вниманию зрителей и дело тут не только в голых женщинах, спектакль содержит множество интересных элементов и настоящих находок в сценическом действии.

Прочитано 1689 раз Последнее изменение 01 июнь 2018

1 Комментарий

  • Алиса Котова 26 июль 2018 написал Алиса Котова

    А если бы не было тех голых девушек, было бы приятнее смотреть?)) Или все-таки они та самая фишка, которая держит зрителя?))
    Не знаю.. мне почему-то кажется, что все это оголение оч странная затея. Это как современный арт-хаус, который сейчас на грани с порнухой
    Вот и это веение идет в театр. Так что у меня двоякое отношение к этому

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены