Национальный театр Чехии. Опера. Б. Бриттен. "Билли Бадд".

Национальный театр Чехии. Опера. Б. Бриттен. "Билли Бадд".
31 мая 2018
Оцените материал
(18 голосов)

Посетил историческую сцену Национального театра Чехии и послушал оперу Бенджамина Бриттена «Билли Бадд». Дирижер Cristopher Ward. Главные партии исполняли Billy Budd- Cristopher Bolduc, Capitan Vere- Stefan Margita, Jhon Claggart- Gidon Saks. Спектакль очень понравился и в общем не могло быть иначе- музыка Бенджамина Бриттена всегда большой праздник. Собственно, как всегда, с операми Бриттена это была постановка, которая не принадлежит Национальному театру Чехии.

Все солисты гости театра, участника проекта, который Бриттен начал еще при жизни- его оперы ставит его театра, который практически возродил интерес к опере не только в Британии, но и по всему миру. Это при том, что еще Дягилев писал об опере, как об умирающем жанре. Действительно, если слушать оперы Римского-Корсакова то опере ничего кроме смерти не пожелать. Совсем не давно я слушал оперу «Билли Бадд» в Большом театре России и мне было интересно сравнить.

В спектакле Большого театра главные партии исполняли: Эдвар Вир- Джон Дашак, Билл Бадд- Юрий Самойлов, Джон Клэгарт- Гидион Сакс. За дирижерским пультом был Уильям Лейси. Как видите главного злодея пел все тот же Гидион Сакс. Не могу сказать, что партии его как-то отличались, хотя спектакль звучал совсем по-другому.

Дирижер Cristopher Ward совсем молодой человек. Он родился в 1980 году в Британии, учился в Оксфордском университете и в Гилдхоллской школе музыки и драмы в Лондоне. С 2005 года перебрался в Германию и работал ассистентом на лучших оперных полощадках таких звезд, как Райнгольд и Ногано. Имеет статус первого капельмейстера ряда оперных театров. В сезоне 2017 -2018 работает в Праге с «Билли Баддом» Бриттена и «Кандид» Бернштайна в Бремене. Дирижирует двумя операми в родном Саарбрюккене и «Фаустом» Гуно в «Штаатсопера» в Гамбурге.  Дирижер Уильям Лесли, которого я слушал в Москве несколько старше, но родился в 1973 году и закончил Кембриджский университет. На этом их различия заканчиваются. Хотя Лесли много работает с Россией. Он был ассистентом Валерия Гергиева. Он ставил еще в 2012 «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена в МАМТ, работал со «Свадьба Фигаро» в большом театре, как правило в гастрольных поездках. Ставил он и оперу «Дон Жуан» в МАМТ.

Cristopher Bolduc- американский баритон. Он родился в Нью-Йорке и окончил Академию вокальных искусств в Филадельфии и Консерваторию музыки в Колледже искусств. Дебютировал в Метрополитен-опера. Сравнивая его с Юрием Самойловым, я не могу ничего сказать определенно. Оба певца примерно одинаковы.

Stefan Margita родился в Словакии. Дебютировал в Швейцарии. Специализируется на «немецком репертурае», много поет в операх Яначека. Гость Национального театра Чехии. Мне показалось, что Джон Дашак, которого я слушал в Москве справился со своей партией лучше.

Сценическое действие в Национальном театре Чехии было интереснее. Во-первых, нам предложили несколько другую концовку. Вместо красочного повешения, которое с удовольствием демонстрировалось в Большом театре герой просто залез под одеяло. Для этого правда ему пришлось раздеться. Оперы в Чехии никогда не обходятся без голого тела. Причем смысл этого мне не особенно понятен, особенно в опере «Мадам Батерфляй» смотрелось странно. Во-вторых, если в Большом театре большую часть времени моряки таскали по сцене пемзу, которой мыли палубу то, чешские артисты скорее танцевали. За зловещим Джоном Клэгартом перемещалось несколько атлетически сложенных танцора, которые демонстрировали поражающие воображение акробатически-танцевальные номера, которые вполне смогли бы составить отдельный спектакль. Как они передавали переживания и внутренний мир героя я не совсем понял, но было очень красиво. Телесное наказание моряка, тоже было опущено в то время, как в Большом театре это «крупное событие». Видимо порка — это чисто российское оперное изобретение, хотя «Альцину» русской оперой не назвать, как и спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» Венской оперы.

Общее впечатление от спектакля лучше, чем от спектакля Большого театра, но, если бы режиссёр нашел мужество и обошелся без демонстрации голой задницы певца партии Билли Бадда было бы лучше. Я понимаю, что автор либретто и композитор, и первый исполнитель главной партии были гомосексуалистами, но… Пока большая часть все же считает женское тело более привлекательным. Тем более, что танцевальный коллектив оставил много впечатлений и для любителей гомоэротики.

В целом же я много размышлял над тем, как режиссура может меня впечатление от оперы. Может быть именно режиссура и является ключом к тому, что бы опера перестала быть умирающим жанром, даже если это опера Генделя из барокко.

Прочитано 141 раз Последнее изменение 31 мая 2018

1 Комментарий

  • Алиса Котова 25 июль 2018 написал Алиса Котова

    Да, это прекрасно видеть другую трактовку спектакля. Причем может быть чуть лучше, и может это лучше из-за вкусовых предпочтений.
    Не все же Большому театру занимать первое место. Должно же быть что-то лучше. Большой театр лучше в одном, он хорошо ставит классические постановки и для консерваторов, наверное, это даже неплохо. Они с удовольствием посмотрят. А вот современность.. иногда есть что-то, иногда нет

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены