Версия для печати

Национальный театр Чехии. Балет. П.Чайковский. "Щелкунчик".

Национальный театр Чехии. Балет. П.Чайковский. "Щелкунчик".
25 янв 2018
Оцените материал
(113 голосов)

Посетил главную сцену Национального театра Чехии и посмотрел балет на музыку П.И.Чайковского «Щелкунчик. Либретто и хореография Youris Vamos. За дирижерским пультом Vaslav Zahradnik. Как не удивительно на нашем проекте нет пяти или десяти впечатлений от балета «Щелкунчик», которые я получал с самого детства. Для меня, как и для всех, наверное, «Щелкунчиу» и Новый год — это близнецы и братья, а так как Новый год я всегда ненавидел то в общем это относилось и к балету и даже музыке и даже, признаюсь откровенно к Чайковскому вообще.

Но есть у нас у жидо-бандеровцев либерального склада такое поверье, если в конце года не посмотреть балет «Щелкунчик», то Новый год может и не наступить. Как это сочетается с многолетней традицией встречать Новый год в казино, хоть в Лондоне, хоть я Москве я не расскажу пока, но выбора я не имел и на «Щелкунчика» пошел. Я очень люблю балет чешский, даже больше чем чехи. Питер Зуска в моем личном рейтинге очень высоко, а Иржи Килиан вообще первый. Поэтому я шел на балет с тяжелым сердцем. Мне ведь хорошо было понятно, что чехи не за что не поставят историю, которую я знаю с детства и не будет Маши и даже мышей не будет в нужном объеме.

Что сказать, сказать, что я удивлен вообще ничего не сказать. Воспитанный на балетах «Большого театра» и совершенно уверенный, что настоящий балет — это только то, что там… В силу возраста так или иначе полностью находящийся под детскими впечатлениями от балетов Григоровича, я получил потрясение. В первом акте я еще мог как-то справиться со своими впечатлениями и убеждать себя в том, что это в общем «не балет», но к концу я сдался. Впечатление от этого чешского «Щелкунчика» в хореографии Youris Vamos оказались приятнее и сильнее, чем он «нашего балета». Возможно, это от того, что я примирился с Новым годом. Но в чувствах этот «Щелкунчик» дает несравненно больше. Послевкусие и чувство праздника сильнее и, хотя в последнее время все елочные игрушки «фальшивые» я был очень вдохновлен.

Балет совсем другой и не похож на то, что мы видели в Кремлевском дворце или Большом театре. Первое, что бросается в глаза так это то, что его сюжет не имеет почти ничего общего с сюжетом привычного «Щелкунчика»- музыка тоже, как мне показалось используется не совсем так, даже в некоторых местах я вздрагивал, хотя впечатления меня так поглотили, что сказать о музыке ничего не могу конкретно. Ну, во-первых, перед нами старая Европа, причем я бы даже сказал Британия. Возможно на заднем плане и не совсем старина Би Бен, но в костюмах шапки из британской королевской гвардии узнаваемы. Во-вторых, сюжет гораздо более «рождественский», а смотрел я балет почти в Рождество, видимо оставаясь дома пражане и дали возможность получить билет! Тут нет подарков, а есть история «социальной несправедливости и богатства, и бедности». В-третьих, мышиный король и вообще мыши — это скорее бесы алчности и жестокости (для меня православие это и есть бесы алчности и жестокости), которые… в общем не хочу пересказывать либретто.

Балет построен совсем иначе. Можно много говорить о соотношении танца и пантомимы. Тут пантомимы существенно больше и ее язык очень развит. Сейчас то, что русская пантомима утрачена и восстанавливается на базе европейских традиций волнует чуть ли не одного Алексея Ратманского, в Праге же я увидел пантомиму, как настоящее полноценное искусство, которое совершенно равно танцу. С танцем тоже все было хорошо. Нам продемонстрировали полное и безусловное владение техникой на самом высоком уровне, правда только силами солистов и с явным перекосом строну женщин потому, что мужчины излишне перекачены (запереть качалку- задача их хореографа номер один). Это удивительно, но для чувственного восприятия возможности пантомимы огромны и то, что в России их не используют большая потеря.

Танцоры нам уже хорошо знакомы, например Mhixo Migimoto (Звезда «Ромео и Джульетта» в постановке Питера Зуски), конечно Alina Nanu, которая блистала в «Вальмонте». Отдельное спасибо Marek Svobodnik за то, что позволил мне обрести новое понимание пластики, как искусства.

В общем если быть честными все отсылки в России на Петипа, который уж будем честны приехал с отцом в Петербург потому, что его не взяли, как брата танцевать в Гранд Опера в Париже, как бы создал русский балет оставаясь при этом неудачником. Простите, но все попытки сейчас делать вид, что балет России — это Петина и потом сразу Григорович глупы откровенно! Горского еще вспоминают, но был и Моисеев и Вайнонен и много всего. Во времена того же Петипа, который поставил четыре десятка балетов, от которых осталось вычищенных последователями не более пяти… Балеты были именно такими, как в Праге- пантомима занимала половину времени и играла важную часть. Мужчины были не главными действующими лицами, а служили для поддержки балерин. Так, что кто хранит традиции и их развивает, а кто пытается навязывать миру свои вкусы называя это традицией большой вопрос.

Прочитано 3181 раз Последнее изменение 07 фев 2018