Читать коллег критиков я не люблю и поэтому отправился на балет в полном неведении относительно того, что меня ждет. Тем более, что билет удалось получить очень плохой, хорошо, что дешевый. Я и не особо надеялся что-то увидеть. В результате место было великолепное, видно было лучше, чем из бельэтажа Большого Театра России и в общем, надо признать, что театр построен просто великолепно. Мест с ограниченным обзором видимо нет совсем. Я был очень вдохновлен, когда занял свое место и увидел обзор. «Баядерку» этого театра я смотрел на другой сцене, а «Аиду» слушал в этом же зале, но на местах пристойных. Теперь знаю, что любой билет гарантирует удовольствие. Это не стандартный за 8000 второй ряд первого яруса и 70% сцены. Это 300 крон (750 рублей) и плный обзор. Правда главный сюрприз меня ждал впереди.
Я начал читать программу и выяснил, кто такие Brel, Vysockij, Kryl! Это действительно тот самый Крыль, который не только боролся за свободу Чехии от советской оккупации, но еще и играл на гитаре. После разгрома чешской революции он отправился в Германию и работал на Радио «Свобода». Но каково было мое потрясение, когда я понял, что за словами Vysockij скрывается тот самый Владимир Высоцкий- советский союз. Находясь в Чехии не надо забывать, что чешский язык существует и фамилии они пишут не по английскому или французскому образцу. Например, когда я увидел написанной первый раз, свою фамилию по-чешски я стал исправлять ошибки, чем вызвал праведный гнев чешского чиновника. Это потом мне показали, что все чешские глаголы имеют шесть спряжений и не подчиняются правилам ( т.е. просто разные слова и все)! Слабо выучить такой язык, если учесть, что им владеет только 10 млн.человек и это даже не родной иврит?!
Как в такой компании оказался Брил- милый бельгийский шансонье я не знаю. Наверно просто повезло, хотя по просмотру балета я понял, что объединяло их страдание на почве алкоголизма, а вовсе не любовь к свободе. Высоцкий при всем уважении ездил за границу так часто и проводил там так много времени, что не заподозрить его в работе на КГБ могли только фанатичные поклонники. Крыль же, как и вся пражская весна, включая любимого мною Кундеру, который написал гениальную «Невыносимую легкость бытия». Хотя и Кундера говорят сотрудничал с КГБ, хотя не верю я этим людям не в чем и если они демонстрируют донос, высока вероятность, что сами его создали.
Ведущие партии танцевали Nikola Marova, Michal Stipa. Танцевали они прекрасно, это тот вариант балета, когда в современном танце мы видим все тоже, что и в танце классическом. Это и прыжки и обороты и поддержки. Разве поддержки проще… Может быть не массовых сцен, где каждый по уровню солист, но этого уже нигде нет - Григорович, вернее его дух остался в Большом, но не на всех спектаклях даже его постановки, разве с «Спартаке». Правда сравнивать представленное на сцене стоит скорее с балетом Демуцкого «Герои нашего времени». Хотя, он и сильно проще и не использует столько инструментов….
Об инструментах- спектакль идет без лазерного шоу и без оркестра, танец под записи бардов. Бриль иногда поет с оркестром, но в записи естественно. Это нельзя назвать представлением уровня «Героев нашего времени», возможно в следующем балете Суски ( а билеты я купил) мы увидим нечто похожее.
Остальное, прическа и движения, которые танцовщики, как и я посмотрели в записях Барышникова (в силу возраста смотреть его в живую мы не могли и даже пожилой я). Не делают из танцора Барышникова. Я получил огромное удовольствие и заряд положительных эмоций, но все же это не балет. Даже «Ундина» не смотря на всю свою современность и заголовок мистерия балет в большей степени. Это не претензии к работе Петра Суски, он, конечно гораздо лучше работает, чем Кирилл Серебрянников с балетом. Это скорее мое стариковское ворчание. Хотя получить больше положительных эмоций, я, конечно уже не смог бы. Сказать, что я доволен - ничего не сказать, я просто в восторге.