Версия для печати

МАМТ. Опера. А. Казелла. "Об Орфее". Б. Мартину. "Ариадна".

МАМТ. Опера. А. Казелла. "Об Орфее". Б. Мартину. "Ариадна".
02 дек 2017
Оцените материал
(111 голосов)

Послушал в Московском Академическом Музыкальном Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, в малом зале, две одноактные оперы. Альфреда Казелла «Об Орфее» и Богуслава Мартину «Ариадна». Музыкальный руководитель постановки и дирижер Мария Максимчук. Примечательно, что как вы догадались она женщина. Увидеть женщину за дирижерским пультом сложнее чем, наверно в любом другом месте, даже кресле президента, если речь, конечно не идет о развитых странах, да и там это бывает не часто.

Примечательно для меня и то, что я слушал эти оперы в малом зале, о существовании, которого только догадывался, я был в нем первый раз. В общем зал очень приятен, сидения удобные. Это квадрат, который поделен на четыре части. Две части для зрителей, одна сцена и одна оркестр. Части касаются друг- друга только углами. Оркестр маленький, но от этого впечатления не портятся.

Альфреда Казелла «Об Орфее».

Альфред Казелла имея жену еврейку писал оперы восхваляющие Муссолини. Умер в 1946 году и поэтому его деятельность в нацистской партии не получила оценки, сейчас его именем названа консерватория и музыкальный конкурс для пианистов. Творчество Казелла мало интересно, если честно. Он был влиятельным музыкальным критиком и занимался продвижением современных композиторов. Так, как посещал класс Форре, дружил с Равелем. Он активно продвигал современную музыку, особенно любил «Свадебку» Стравинского и «Лунного Пьеро» Шонберга. В музыкальном отношении его опера настолько безынтересно, что можно обсуждать либретто. Орфей имел красавицу жену Эвридику, которую преследовал пастух Аристей и та погибла. Тогда Орфей уговорил Плутона вернуть жену, но не выполнил условия. После этого Эвридика умерла навсегда. Разочарованный Орфей решил больше не любить женщин и был за это убит женщинами под руководством Вакханки Дриады. Милые женщины нас окружали всегда. Стоит отметить, что партия Эвридики не предполагало пения и Мария Макеева буквально два раза открыла рот. Орфей же пел хорошо и много. Евгений Либерман исполнил партию очень прилично и для большей сцены тоже. Аристей- Илья Павлов, как и Либерман был в голосе, они вполне могут меняться не только Эвридиками, но и партиями. Хотя Мавлянов заметно их превосходит и он может не волноваться, что они составят ему конкуренцию. Плутон Илья Зимин порадовал красивым басом, и я удивлен, что не слышал его в театре раньше. Очень приятный исполнитель. Как Надежда Чистякова в партии Дриады. Возможно маленький хронометраж оперы позволил всем солистам справиться очень хорошо со своими партиями.

Богуслава Мартину «Ариадна». Музыкально опера на порядок интереснее. Богуслав Мартину блестящий композитор творчество, которого часто звучит в моих наушниках. Я так же писал об впечатлениях от оперы Богуслава Мартину «Джульетта», которую слушал в Национальном театре Чехии. «Арианда» произвела на меня огромное впечатление, по-настоящему великая музыка. Удивительно, что чехи не ставят Мартину все время, зачем им нужен фольклорный Сметана с «Проданной невестой» мне не ясно. Музыка потрясающая, не случайно эта опера стала последней в наследии великого композитора. Уверен придёт время, когда она получит достойное ее признание! Я сам не до конца понимаю, как случилось, что Мартину стал моим любимым композитором, но это так. Стравинский слишком сух и зол, Барток мне не совсем понятен, и он слишком локальный по звучанию, Шонберг…. Мартину безграничная мелодика настоящей жизни! Он невероятно большой и светлый, как слезы.

Сюжет пересказывать не буду, но в общем во всем виноваты женщины и Ариадна остается одна потому, что Минотавр не смог своей хитростью победить Тезея. Была ли Ариадна в сговоре с Минотавром? Музыка очень четко отвечает на вопрос… Минотавр не более чем попытки женщины подчинить себе мужчину, нет большего чудовища, чем женская тяга обладать, которую часто ошибочно считают любовью. Нет либретто тут не причем, этом мне сказала музыка великого Мартину. Ариадну блестяще пела Ольга Луцив-Терновская, возможно ее внешние данные уступают вокальным и стоит над ними поработать. Пока в театре есть Лариса Андреева, да и Петрожицкая, быть просто хорошей певицей для главных партий мало. Тезея спел Евгений Поликанин и его двойника Минотавра Роман Улыбин. Оба хорошо знакомы нашим читателям. Об партиях Улыбина мы писали много: партия Креонта в «Царь Эдип» на музыку Стравинского, партия Князя Гудала в «Демоне» Рубинштейна. В целом он пел мало, но с Поликаниным они были совершенно равны, что в общем для него не плохо или хорошо.

Мария Максимчук создала прекрасный спектакль! Большое ей спасибо, хотя, конечно явно не хватает третьего акта. В Орфее были женские хора, в Ариадне мужские. Нужна третья опера с совместными хорами и современного композитора, хотя бы того же Шонберга или Вайнберга ну или вовсе Кобекина, тогда будет блестящий продукт, который можно считать выполненной жизненной миссией. Хотя то, что есть сейчас вполне экспортно-гастрольный вариант. По 20 спектаклей в Германии, Франции, Австрии-Чехии-Венгрии и 30-40 в Британии более чем реальны! Жаль, что я совсем не Дягилев. Будем надеяться, что Максимчук встретит своего Дягилева и мир услышит больше Мартину!

Прочитано 1850 раз Последнее изменение 12 дек 2017

1 Комментарий

  • Алиса Котова 24 янв 2018 написал Алиса Котова

    Две оперы вроде как совремешенно не похожи, но их объединили и получилось неплохо. Режиссер должен был справиться с работой: 1. объединить два непохожих проивездения, 2 показать тему античности на примера двух опер, 3. идеально показать эти постановки в малом зале.
    События в пектакль достаточно быстротечны, не всегда ясна логика, если проспать момент, то логика уйдет из-зпод носа. В некоторые местах чувствуется театральность, скорее всего это из-за малого пространства, поэтому актеры пытаются акцентировать внимание на себе, а не на малом пространстве и возможно на том, что не очень удобно двигаться.
    В принципе получилось неплохо и интересно.

    Пожаловаться