МАМТ. Опера. Т. Морс. "Фрау Шиндлер".

МАМТ. Опера. Т. Морс. "Фрау Шиндлер".
22 нояб 2018
Оцените материал
(50 голосов)

На малой сцене в Московском Академическом Музыкальном Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, послушал камерную версию оперы Томаса Морса «Фрау Шиндлер». За дирижерским пультом Тимур Зангиев. Режиссер постановщик Владимир Алеников. Ведущие партии исполняли: Эмилия Шиндлер- Наталья Зимина, Оскар Шиндлер- Дмитрий Кондратков, Марта Маркер - Анна Клочко, Фрау фон Даубек- Наталья Владимирская. Это была мировая премьера камерной версии. Мировая премьера оперы состоялась 9 марта 2017 года в Мюнхене.

Тема оперы очевидна из названия. После того, как был показан фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера» на планете не осталось того, кто бы не знал эту фамилию. В общем тема Холокоста тема, которая нашему проекту близка. Достаточно напомнить, что только в этом месяце мы поделились впечатлениями от фильмов Р.Полански «Пианист», С.Спилберга «Список Шиндлера» и Н.Каро «Жена смотрителя зоопарка». Опера тоже жанр, который рассказывает об этой трагедии в истории человечества- достаточно вспомнить оперу Моше Вайнберга «Пассажирка» о впечатлениях от которой мы писали. Справедливости ради стоит заметить, что произведение Томаса Морса не идет ни в какое сравнение с гениальной музыкой Вайнберга. Вообще музыка не производит никакого впечатления, она кажется поверхностной и лишенной целостности. Пи том, что оркестр играл виртуозно и вокальные партии спасали ситуацию, опера все же не получилась, как мне представляется. Постановка же сама по себе крайне интересна. Она содержит множество находок, которые позволили поставить на малой сцене в условиях, когда места нет и занавеса нет, практически нет декораций полноценный оперный спектакль. Это тот самый случай, когда постановка спасает музыкальный материал.

 Я был несколько разочарован тем, что на премьерном спектакле главную партию пела не Лариса Андреева, трудно поверить, но она вторая солистка в этой опере. Лариса Андреева безусловно наш любимый исполнитель. Это фантастически красивая женщина с невероятным голосом. Мы делились впечатлением от блестящей постановке А.Тителя оперы Бизе «Кармен», о ее партии в одноактной опере Б.Бартока «Замок Герцога Синяя Борода», о ее партиях в опере Вагнера «Тангейзер» и в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана». Наталья Зимина, как мне кажется, не подходит для этой роли. Особенно бросается в глаза то, как она ведет себя во время поклонов. Слишком молода и как все молодые девушки вульгарна. Хотя партию свою исполнила блестяще, особенно если говорить о вокале. Но в опере особых драматических дарований не требуется. Остальные солисты тоже на нашем проекте практически не известны, хотя безусловно мелькали в партиях второго плана.

Как я понимаю в театре поставлена задача заполнить малую сцену, теперь в репертуаре регулярно можно увидеть мероприятия, которые там организуются. Кроме того, в середине февраля нас ждет еще одна мировая премьера оперы. Может быть это и хорошо. Сегодня можно услышать оперы живых композиторов очень нечасто, раньше себе позволял такое разве, что Театр им.Покровского, который теперь присоединили к «Большому Театру России». Можно только порадоваться тому, что МАМТ дает возможность слушать не только оперы живого композитора Кабекина. Но в целом я не могу назвать свои впечатления яркими или хотя бы внятными.

Зачем Морс написал оперу мне не очень понятно, он писал музыку к второстепенным фильмам и получал за это изрядную долю признания и денег. Вдруг решает писать оперу, погружается на несколько лет в материал, изучает жизнь супругов Шиндлеров…

А вообще опера показывает историю Шиндлеров очень своеобразно и похоже правдиво, что странно для жанра оперы, живущей символами. Бабник Оскар, который проматывал деньги жены и трахал всех женщин вокруг решил заработать на эксплуатации евреев. Причем деньги он брал как с евреев (за их спасение), так и нацистов (государственные подряды на оружие). Был типичным мерзавчиком, которых сейчас полно в партии «Единая Россия», а тогда в «НДСПА». Он в общем никого не спасал, просто пытался заработать как мог и о евреях заботился скорее, как об источнике дохода. Но вовремя сориентировался. Стал помогать евреям чуть больше, чем прочие и даже спас 1200 человек. За это получил амнистию и возможность жить в Германии и даже прижизненную славу. Жену и любовницу бросил и Аргентине и покорял в Европе женские сердца до самой смерти. Женщины его любили необычайно, Эмилия осталась влюбленной в него до смерти. В общем опера не только и не столько о Холокосте. Она скорее о превратностях женской любви… Но музыка… Не знаю. Сюжет да поучителен. Это как депутат Единорос дает денег Навальному и продолжает разваливать Россию и воровать. Потом его вдруг берут и возвеличивают. Разница правда есть, как не обижай Шиндлера он спасал жизни! Это подвиг и тут ничего не скажешь. Просто спасибо. Хотя история не самая красивая. Но на фоне антисемитизма большинства населения Польши и Чехии тогда и сейчас это очень много.

Прочитано 177 раз Последнее изменение 25 нояб 2018

1 Комментарий

  • Евгения Васильева 28 нояб 2018 написал Евгения Васильева

    Иногда приятно посмотреть на что-то другое. Что-то другое вроде на сцене, но сцены нет, но все-таки это театр.
    Мне всегда казалось, что такое невозможно. Но несколько лет назад первый раз сходила на спектакль подобного плана. Режиссер специально сделал так, чтобы актеры были максимально приближены к зрителям. И зрители по максимуму находятся в контакте с ними...
    Вообщем и тут такая штука, очень приятно такое видеть

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены