Версия для печати

МАМТ. Опера. Р.Вагнер. "Тангейзер".

МАМТ. Опера. Р.Вагнер. "Тангейзер".
07 июль 2017
Оцените материал
(105 голосов)

Послушал в Московском Академическом Музыкальном Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко оперу Рихарда Вагнера «Тангейзер». Это хорошо знакомое всем произведение по записям, которых очень много. Я никогда не писал об операх Р.Вагнера по причинам вполне понятным, но думаю, что винить этого композитора в преступлениях фашизма несколько неправильно, вдохновляться фашисты могли чем угодно в том числе и Вагнером.

Спектакль поставил Андрис Жагирс (в этом же сезоне он поставил эту оперу и в Праге), а не лишенный всякого вкуса руководитель оперы А.Титель поэтому в нем все прекрасно. Декорации по-европейски красивы, уместны и не дороги. Костюмы соответствуют оперной моде современности и совершенно эклектичны. Прусский мундир соседствует с баварским и все это вместе с рыцарскими одеждами, времен о которых и писал Вагенр.

Сюжет оперы, как это часто бывает в опере лишен всякого смысла и может смело претендовать на самый глупый. Хотя тут, например, А.Дворжак «Якобит» мог бы и посоревноваться. Главный герой Тангейзер живет с Венерой в пещере и придается наслаждениям. Вдруг ему зачем-то надо на землю. Отправившись на землю, он увлекает племянницу Ландграфа- Елизавету. Устраивается поэтический поединок в результате, которого становится понятным, где был Тангейзер. Только заступничество Елизаветы спасает его от смерти и от изгнан в паломничество (откуда берутся идеи, что можно сходит в Рим или поцеловать ребро и обрести спасение? Остатки верование в результате, которых индейцы съели Кука, чтобы стать такими же умными, как он?). По возвращению из паломничества Тангейзер признается Вольфраму- одному из рыцарей, ландграфа, что не получил прощения и хочет снова к Венере. Но тут умирает Елизавета и просит простить грехи Тангейзеру. Тот вместо счастья с Венерой зачем-то спасает душу и должен жить дальше. Вывод из всего этого? Простите за отсутствие романтизма- бабу надо трахать или обещать, а не толковать ей о чистоте, как Вольфрам и будет она вас любить, как Елизавета. В общем глупость, а не сюжет. Из режиссерских находок стоит отметить то, что текст там, где есть Венера – французский, в остальном немецкий. В общем оно и понятно- немцы, и любовь… Хотя Вагнер писал не совсем так. Просто у него было два варианта Либретто. Судя по фильму Висконти «Людвиг» сам Вагнер знал толк в любви. Хотя верить Висконти нельзя, я был в замке Нойшвайштайн и видел лебединый грот, где плавал на лодке Людовик Баварский в фильме и ответственно заявляю- плавать так на лодке там нельзя.

Но исполнена опера была блестяще! Главную партию Елизаветы пела очень страшная и с ужасной фигурой, но гениальная Наталья Мурадымова (мы писали ее партии в опере А.Рубинштейна «Демон» и Керубини «Медея») если бы к ее голосу приложить внешность, все увидели бы в ней величайшую звезду. Она поет не хуже, чем Хибла Герзмава (но та красавица и умница, отказалась выступать в герой Пальмиры Гергиевым), которая пела в МАМТ эту партию на премьере. Но трудно услышать божественное пение из такого страшного тела.

Партию Венеры пела Лариса Андреева. Единственная оперная дива, к которой я испытываю прямо не человеческое влечение, переходящее в эрекцию. Она божественно красива. Копна рыжих волос… Ноги, которые всегда видны, просто невероятно красивы. Полные, сильные, спелые бедра, как черешни просто волшебство. Голос тоже выше всяких похвал, я раз 7 ходил на «Кармен» где она пела, но пока ни разу об этом не рассказал. Собственно, ее ноги уже достойный повод идти на спектакль, а как она лежит на спине волосами вниз???? Мы писали о ее партии в опере «Замок герцога синяя борода».

Партия Ландграфа была блестяще исполнена Дмитрием Ульяновым. Это на мой взгляд лучший бас России. Не случайно он работает и в Большом театре России, и в Базельском театре оперы и в Мадридском, а также Рейнсе, Монте-Карло и Париже.

Партию Тангейзера пел Валерий Микицкий. Тенор аккордеонист... Весьма спорное назначение, хотя голосом владеет очень хорошо, богатые оттенки, но в целом Антон Зараев- партия Вольфрама, конечно баритон и молод, но очень выигрышно слушается (мы писали о его работе в опере Массне «Манон» и опере Чайковского «Пиковая дама» … С тенорами вообще беда.

Остается рассказать дирижере-постановщике им стал Фабрис Боллон. Российская музыкальная пресса сообщает, что он «не пьет одеколон» это говорит об уровне российской музыкальной прессы (хотя возможно пить одеколон это важно для российских скреп), а не о Фабрисе Боллоне. Оркестр под его руководством звучал очень точно, нежно и фантастически красиво, простота и сила музыки завораживала. Маэстро просто великолепен. Он родился в Париже, учился и дебютировал в Зальцбурге. Музыкальный руководитель театра во Фрайбурге, где поставил все оперы цикла "Кольцо Нибелунга"- Вагнер для него хорошо известен. Работает с оркестрами по всему миру, не чужд современной музыки.

Прочитано 1951 раз Последнее изменение 07 июль 2017