Понятно, что, как и вся русская культура он был создан иностранцами, в данном случае немцем Минкусом и французом М. Петипа. Хотя, конечно последним хореографом был А.А.Горский, который в общем тоже русский… Про редакцию этого балета Михаила Барышникова в России пока не слышали.
Наши читатели помнят мой дурашливый рассказ о том, как я посетил балет «Дон Кихот» в театре Ковент-Гарден. Там я сделал упор на танцовщиках, которые исполняли второстепенные партии Дон Кихота и Санчо Панса и ничтожной партии Лоренцо. Хотел даже вывести в герои партию Гамаш. Надеялся на мощную критику, но видимо читателям все равно, мне было обидно, и я долго не писал о балете. Правда в том рассказе есть подробные справки по поводу всех участников создания этого балета. Наверно, когда-нибудь меня разнесут за тот текст в пух и перья, но это будет еще не скоро. Когда великие и могучие поисковики найдут мои скромные труды
Главную партию Китри танцевала Ольга Сизых та самая, что блистала в «Анне Карениной» К.Шпука на сцене этого же театра. Я не уверено, что Оксана Кардаш сделала бы это хуже, скорее лучше и я бы хотел видеть в этой партии именно ее.
Вторую партию, главную мужскую партию танцевал Сергеем Мануйловым, его мы видели в балете Д.Роббинса «В ночи». Возможно, Сарафанов, который настоящая звезда и его успех в «Дон Кихоте» в театре «ЛаСкала» и работа с успешная работа с Начо Дуато тому свидетельство, мог бы станцевать эту партию лучше, но мы имеем то, что мы имеем. Тем более, что Сарафанова я не любил и очень ругал.
Зато порадовала Валерия Муханова (блистала в балете «Татьяна» и балете «В ночи» Д.Роббинса) партией «уличная танцовщица» она меня просто потрясла.
Но настоящей звездой стал Георги Смилевски («Вальс» в «Балетах Ф.Аштона» и в балете «В ночи» в «Балетах Д.Роббинса»), он на сцене был самой заметной фигурой. В момент появления на сцене он моментально приковывал к себе взгляды и его мощная энергетика захватывала зрителей полностью. Скажу честно, что это лучший «Эспад» из всех тех, которых я видел и наверно увижу.
Заметен был и танец или пляска Антона Домашева, мы писали о его балете на музыку Л.Делиба «Коппелия» в хореографии Ролан Пети.
Что еще можно написать об этом балете? Мне он нравится и это один из тех балетов, что подобно «Щелкунчику» сопровождают жизнь каждого человека на всем его протяжении. Наверно, применительно к «Дон Кихоту» это касается только россиян.
Рассказать о том, как прекрасен в этом балете был Михаил Барышников, который танцевал с Cynthina Harvey? Этого мало потому, что видел я только запись, но хореография Михаила Барышникова — это реальный шаг вперед и достойное продолжение того, что делал М.Петипа и А.Горский, конечно дело не в гитаре с которой двигаться так мог только Барышников. Я совсем не историк балета. Мне наплевать на мнение и мысли других потому, что я далек от процессов, которые… Замечу только, что запись Балета «Дон Кихот» в редакции Барышникова и в его исполнении от 1983 года в Метрополитен Опера доставляет удовольствие сильно большее, чем спектакль МАМТ. Сразу понятно, что Ольга Сизих не пластична, медлительна, прижки ее не высоки и темп в котором она танцует… А у Сергея Мануйлова и вовсе хочется спросить- кто он по профессии потому, что в сравнении с Барышниковым он просто жалок. Запись доставит сильно больше удовольствия, чем спектакль- гарантирую.
Для меня балет — это просто праздник и этот праздник не требует ничего, кроме сцены и волшебного танца, который подобен чуду. Анализировать чудо и выяснять из чего сделана цепь на которой сидит кот ученный для меня даже в детстве не было занимательным делом. Я никогда не стремился к истине и мне больно вспоминать слова Большого или просто рава о том, что человек не может оставаться человеком если он не стремиться к истине. Я не стремлюсь к истине, мне достаточно просто впечатления.
Любой балет — это праздник и если вы можете себе это позволить- нужно делать это обязательно, жизнь проносится, как песок между пальцами и не оставляет ничего, кроме страха и горечи, если можно сделать ее хотя бы чуточку радостнее, то цена за это не так уж и важна. Заплатить же так или иначе придется за все.
Я хотел бы стать музыкантом, хотел бы петь и танцевать, но даже просто смотреть и слушать, как это делают другие- счастье. Спасибо МАМТу за все то, что он мне подарил.