Я смотрел спектакль «Большого театра», но не написал о нем в свое время, впечатления о «Баядерки» Национального театра Чехии описаны. Там показана та же версия, что и в МАМТ. Вообще «Баядерка» Натальи Макаровой существенно популярнее и известнее в мире, чем вариант Григоровича, например. Хотя стоит признать, что основой спектакля является так называемый танец теней, с него начала и Макарова создавать свою версию балета. Кордебалет в этом играет ключевую роль, а кордебалету «Большого театра» равных нет. Если говорит о МАМТ, то тут стоит заметить, что сменилось поколение и солистов, и кордебалета после постановки Макаровой и в общем, если Наталью Сомову Эрика Микиртичева заменяет вполне достойно, то кордебалет …
Вернемся к Наталье Макаровой. Это выдающийся человек и балерина. Находясь на гастролях приняла решение и выбрала СВОБОДУ. Уже через месяц она танцевала в Ковент-Гардене! Она танцевала с Нуриевым и Барышниковым, Годуновым. Для нее писали свои балеты Ноймаер и Аштон писали для нее балеты. Баланчин и Роббинс, Лифарь и Пети гордились своей работой с ней. Блистательная и не подряжаемая балерина! Ей удалось создать современную «Баядерку» сохранив все классическое наследие. Она сделал балет современным и более осмотрительным. Но более всего вдохновляет то, что через 18 лет после того, как ей удалось вырваться из тюрьмы народов СССР, она вернулась и танцевала на сцене Мариинского театра! Смогла показать внука своей маме! Даже коммунистические изуверы не смогли ей помешать. После того, как в балете она стала только балетмейстером стала работать, как драматическая актриса, которая сыграла на «Бродвее» балерину Лопухину- жену Мейнарда Кейнса. Собственно, ее «Баядерка» самая артистичная и пластичная, в ней много мимики, которая в балете в России очень невыразительна и вообще почти не присутствует.
Пересказывать сюжет балета наверно глуповато, это простая история любви воина к танцовщице. Эту любовь пытался разрушить визирь, который с помощью дочери пытался породниться с великим воином и убил несчастную танцовщицу. Она все же вернулась из царства теней и всем отомстила, воссоединившись с любимым на небесах. Сюжет может заинтересовать только Госнаркоконтроль, как пропагандирующий курение опиума- самое красивое в этом балете- фантазии после такого курения. Шутки шутками, а вот Чехия вся в красном маке, который в России воины Госнаркоконтроля извели, правда там нет такого количества наркоманов. Возможно потому, что вместо того, чтобы как в России организовывать продажи наркотиков, там полиция с торговлей борется.
Дирижировал Роман Калошин. Молодой дирижер, закончил Уральскую консерваторию. С 2009 года дирижер Челябинской оперы, в 2014 прошел стажировку в Мариинском театре. В Московском Академическом Музыкальном Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко работает с 2015 года. Мы рассказывали, как он дирижировал «Лебединное озеро» П.И.Чайковского в МАМТ.
Никия - Эрика Микиртичева, мы писали о ее партии Жизели в балете А.Адана «Жизель» тогда она тоже танцевала в паре с Натальей Клейменовой, которая исполнила партию Мирты.
Солор - Дмитрий Соболевский. Мы рассказывали о его партии Принца в балете Прокофьева «Золушка», а Золушку с ним танцевала блистательная Н.Сомова.
Гамзатти- Наталья Клейменова. Мы писали о ее партии водноактном балете Аштона «Вальс» в паре с Георги Смилевски. И конечно стоит вспомнить их совместную в Эрикой Микиртичевой работу в «Жизели». Видимо эта молодая связка в будущем будет для театра основной, а Смилевски заменят на Соболевского. Ну, а о Сомовой и Кардаш мы будем вспоминать, правда память зрителя еще короче, чем век танцора.