Пять метров до сцены, глаза в глаза и живая боль, которую ничем не скрывают ни декорация, ни расстояние. Все как мы любим, жить правда после такого спектакля не то, чтобы не хочется, нет… просто противно. Примерно, как после того, как твоя страна убивает детей в Сирии с помощью химического оружия и потом оправдывается, а весь мир над ней смеется.
Выбор спектакля был для меня продиктован тем, что совсем не давно я посетил Театра наций и посмотрел спектакль по пьесе Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец» режиссера Туфана Имумутдинова и мне показалось, что с этим драматургом стоит познакомиться чуть ближе. Тем более, что не так давно я посетил Малый театр России и посмотрел пьесу Ф.Дюрренматта «Визит старой дамы» и спектакль показался очень достойным, хотя и оставил «мутноватое» впечатление. Я не оправдываюсь, просто хочу быть честным с самим собой. По большому счет тексты с впечатлениями от спектаклей имеют смысл только для того, чтобы я разобрался со своими чувствами.
Пьеса, как мне представляется для Уильямса глубоко личная и очень прожитая. Хотя сложно проводить параллели с «Стеклянным Зверинцем». Там наверно, личного больше Уильмс имел больную сестру и очень страдал от ее недуга. Есть предположение, что его наркотическая и алкогольная зависимость развились в следствии невозможности ее переживать. В «Трамвай «Желание»» есть еще и некоторые моменты связанные с гомосексуализмом, как мы знаем Уильмс всю жизнь любил представителей своего пола, но это не является сколько-нибудь значимой пружиной сюжета. Вообще «Трамвай «Желание»» одна из самых известных пьес Т.Уильямса. Причем он написал ее уже после «Стеклянного зверинца», который сделал его очень известным. На премьере в спектакле роль Ковальски играл Марлон Брандо, а Бланш играла Вивьен Ли. Он же исполнил эту роль в первой экранизации. Этот фильм принес четыре «Оскара» и двенадцать номинаций. Всего экранизаций был три. Следующее поколение наблюдало в главных ролях Алика Болдуина и Джессику Лэнг.
Сюжет такой, - Бланш Дюбуа, увядающая, но всё ещё привлекательная бывшая учительница английского языка, приезжает в Новый Орлеан к сестре Стелле, живущей с мужем Стэнли Ковальски в бедном промышленном районе. Бланш осталась без работы и без средств к существованию. Стелла рада появлению сестры, Стэнли относится к Бланш настороженно, а впоследствии и враждебно. Воспитанная в образованной семье, Бланш стремится окружить себя подобием красоты и жалкой имитацией роскоши, и оказывается в жёстком конфликте со Стэнли, который типичное быдло. Конфликт разрастается и в итоге приводит к насилию над Бланш со стороны Стенли пока Стелла рожает ребенка. Вскоре после рождения ребёнка, Стэнли вызывает психиатров для помещения Бланш в психиатрическую больницу. В общем довольно мрачный сюжет… Если прибавить, что Бланш почти нашла свое место в жизни, друг Ковальски - Митчем посвалася к ней, но все было разрушено жестокой сплетней, которая хоть и являлась правдой. Тут много текста должно быть о том, что хотя и душевная сдержанность главное в женщине, есть и то, что мужчина обязан понимать и прощать. Но быдло потому и быдло, что просто в силу своей эмоциональной неразвитости не может это постигнуть. Отвратительно домогаясь ее тела, эти мужчины считали себя чище чем она. Даже то, что перед тем, как лезть женщине в трусы, прими что она королева им не ясно. В этой среде и рождаются дети, в ней и плавится то, что называется современная цивилизация.
Стоит отметить игру Харитоновой, она смогла блестяще передать не простой внутренний мир, женщины трудной судьбы. Глядя на нее, я одновременно завидовал тому, как много оно может прожить, а с другой очень радовался, что я не актер. Мне даже зрителем было очень больно быть.
Что сказать, как говорил мой учитель Александр Павлович Дубнов- дегуманизация основное направление развития современного общества и пьеса дает этому блестящее художественное подтверждение. Но я в настоящие театры пока больше ходить не буду.