Илан Ронен израильский режиссер, который почти 15 лет возглавляет театр «Габима». Много работает в России. Он ставил в Малом театре «Мещанин во дворянстве» в 1990 году. В 2016 году привозил в Александринский театр пьесу того же Мольера «Скупой». Я видел запись его спектакля «Железная дорога в Дамаск» в общем выбор состоялся и благодаря Илану Ронену.
Фридрих Дюрренматт явление уникальная, он швейцарец. Много ли вы знаете выдающихся деятелей из этой крайне богатой и очень особенно страны? А вот Дюрренматт явление настолько выдающееся, что, говоря о немецком театре или литературе его не упомянуть просто невозможно. Его пьесы настолько, что существует долгая традиция сравнивать пьесы и театр Дюрренматт и Бертольда Брехта. Это при том, что Дюрренматт, для меня уж точно скорее прозаик, чем драматург. В общем я, конечно не мог пропустить его пьесы. Это как Брехт, которого я смотрел даже в приспособленной подсобке, где сейчас работает театр «Эрмитаж». Не случайно кстати я вспомнил пьесу «Мамаша Кураж и ее дети» Брехта. Первую роль в «Визит старой дамы» играла актриса, которая сыграла первую главную роль в этой пьесе Брехта.
Пьеса «Визит старой дамы» не просто известна. Это в общем самая известная пьеса Д.рренматта, которая наряду с «Физики» и «Ромул Великий» обошла все мировые сцены. Например, существует пять фильмов по сюжету этой пьесы. Их снимали в СССР- Дюрренматт был другом СССР пока не посетил съезд Советский Писателей. Снимали даже в Сенигале и крошечной Эстонии. На российской театральной сцене было девять постановок, причем только за последние пять лет шесть. Сейчас в «Электротеатре Станиславский» идет этот спектакль режиссера Добровольского.
Поэтому пересказ сюжета оправда больше, чем рассказ об актерах. Актер с России слишком зависим и напишешь о нем, что-то хорошее, а завтра он станет доверенным лицом Путина и стыдно очень. В центре сюжета приезд олигарха Клары Цаханассьян (героиня Л.Титовой, которая народный артист) в город Гюллен жители, которого прозябают в удивительной нищете. Клара по мнению города должна их спасти. В роли переговорщика выставляют ее друга детства, Альфреда Илла (В.Бочкарева, который не менее народный артист). Он убеждает Клару, что городу надо дать денег. Но всеобщее и особенно его ликование заканчивается. Клара вспоминает, как 40 лет назад Альфред Илл отказался признать отцовство их ребенка и представил в суд двух лжесвидетелей. Это вынудило ее отдать ребенка в приемную семью, где девочка умерла, а Клару отправило на панель. Именно занимаясь проституцией она и нашла своего мужа Цахханассьяна и стала тем, кем стала. Представив городу доказательство своих слов, она предложила жителям миллиард долларов за труп Альфреда Илла.
Далее все предсказуемо. Жители отказываются, прикрываясь гуманизмом. Однако, начинают усиленно потреблять в кредит. Даже семья Альфреда, собственно он женился на лавочнице только ради денег потому, что Клару любил. Но деньги любил больше. Перед сходом жителей он пытается убить Клару потому, что все еще больше всего любит деньги, как и жители его города, который казнят его. Особенно хорош учитель, который так трогательно вещал о гуманизме, но в итоге не менее трогательно требовал наказать виновных. Ну и мэр городка (герой А.Клюквина не менее и не более прочих народного артиста) очень хорош, честен и убедителен. В общем я вижу в этом художественное доказательства правоты Фрэнсиса Фукуями «Конец истории». Конец истории действительно наступил. Трогает только трагическая фигура Клары, это единственный порядочный человек, который оставил в своем сердце романтические представления о любви и верности. Правда верность мужчины возможна только, когда тот мертв, а что же делать Кларе? Она приготовила своему любимому на Капри прекрасную могилу...
Что сказать? Ремонт изменил театр так, что я его не узнал и в общем не получил ностальгических уколов. Все примерно, как в НОВАТ, которым стал Новосибирский театр оперы и балета. Наверно я живу слишком долго… Спектакль не то, что бы особенно тронул, все понятно и предсказуемо очень. Образ Клары, как последнего романтика нашего времени заставляет много думать о том, что такое любовь и как ее искать.