Версия для печати

Форум Карлин. Опера. Р. Вагнер. "Золото Рейна".

Форум Карлин. Опера. Р. Вагнер. "Золото Рейна".
17 июнь 2019
Оцените материал
(147 голосов)

Посетил новую для себя концертную площадку Праги «Форум Карлин» (не путать с Karlin Divadle) и послушал в концертном исполнении оперу Рихарда Вагнера «Золото Рейна». Оркестром «Orchestr Statni Optry» дирижировал Andreas Sebastian Weiser. Основные партии, а в общем все партии в этом произведении Вагнера могут считаться основными исполняли ведущие чешские певцы и певицы.

Особенно хочется выделить из Богов: Вотана- Egils Silins, хотя я и не понимаю почему не Zdenek Plech и Фрею- Maria Kobielska. Maria Kobielska хорошо знакома нашим читателям о ее главной партии в опере Джакомо Пучини «Мадам Батерфляй» в опере Ж.Бизе «Carmen», где она пела, хоть и не главную партию, но была заметна. Конечно, трудно не вспомнить ее главную партии в опере А. Дворжака «Якобинец» и «Русалка». Нибелунги: Thomas Gazhell и Arnold Bezuyen были блистательны и даже поражали актерским мастерством. Партии русалок, как всегда, исполняли просто красивые женщины потому, что партии эти похоже для этого и были написаны.

Учитывая, что главный город вагнеровской оперы Байройт находится всего в 300 километров от Праги интерес к Вагнеру, мягко говоря, понятен. В целом несмотря на то, что Вагнер был изрядным подонком его гениальность, как композитора сомнению не подлежит. В общем оркестр меня потряс, в живую я никогда не слышал такого исполнения. Не буду ничего писать о Гергиеве, но, например, спектакль на исторической сцене Большого Театра России в исполнении труппы и оркестра «Софийского театра оперы и балета» «Золото Рейна» под управлением дирижёр-постановщик Эриха Вехтера играл просто невыразимо хуже. Я не готов претендовать на лавры музыкального критика, но что есть то есть, даже мое ухо слышало не просто разницу, а огромную разницу. Вообще Вагнер в Чехии удается, достаточно вспомнить наш не давний рассказ о впечатлениях от посещения исторической сцены Национального театра Чехии и оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин».

Остается заметить, что Вагнер вообще не считал «Золото Рейна» частью оперной трилогии «Кольцо Нибелунга», он называл это гениальное произведение прологом. Я очень надеюсь, что хотя бы в концертном исполнении в Праге сыграют оставшиеся три оперы. При этом не думаю, что концертное исполнение трудно перенести на театральный язык. Хотя по большому счету я столько раз прослушал в записи «Кольцо Нибелунга», что моя фантазия… Хотя в общем не думаю, что есть много людей, которые готовы как я четыре вечера подряд каждый месяц годами слушать по четыре часа эту оперу. Но все же…

Довольно трудно писать что-то еще об этой опере, кажется, что все было написало во впечатлениях к спектаклям Болгарской Оперы в Большом Театре. Остается только впечатления. Невероятный эффект производит оркестр, я никогда не мог себе представить, что услышу настоящие волны реки в концертном зале, а не наушниках. Признаюсь, доверие мне чуждо, и я подозревал звукорежиссеров в создании такого эффекта. Но вот Andreas Sebastian Weiser со своим оркестром мне это убедительно продемонстрировал. Я не слышал этого раньше в живом исполнении совсем. Более того, как не странно в живом исполнении это оказалось не главным… Наконец-то я понял, что стоит за развитием партий в вагнеровском смысле, особенно наглядно это звучало в партиях великанов, вернее в музыкальном сопровождении этих партий. В концертном исполнении вообще хорошо понимаешь, что оперы Вагнера — это не совсем оперы, это скорее симфонии с литературным наполнением. Это то, что начал Малер в своей Восьмой Симфонии, но не смог найти в себе силы и выплеснуть в новой форме.

В целом удивило только то, что этот блистательный спектакль шел практически подпольно, я только случайно увидел афишу. Шел в довольно странном месте, куда не просто попасть. Но самое странное было в том, что как мне показалось можно было вмести раза в три больше зрителей. Это уже совсем не понятно. Пражаки любят музыку и пропустить такое событие они не могли. Возможно, это какие-то странные разборки около культурно-продюсерские.

Ну и на вопрос стоит ли послушать это исполнение я отвечу однозначно да. Впечатления самые прекрасные. В общем это событие в жизни не больше и не меньше. Ну а умным Вагнер быть не обязан и его личность никак не влияет на восприятие его музыки и его вклад в мировую музыкальную культуру.

Прочитано 1421 раз Последнее изменение 20 июнь 2019