Особенно хочется выделить из Богов: Вотана- Egils Silins, хотя я и не понимаю почему не Zdenek Plech и Фрею- Maria Kobielska. Maria Kobielska хорошо знакома нашим читателям о ее главной партии в опере Джакомо Пучини «Мадам Батерфляй» в опере Ж.Бизе «Carmen», где она пела, хоть и не главную партию, но была заметна. Конечно, трудно не вспомнить ее главную партии в опере А. Дворжака «Якобинец» и «Русалка». Нибелунги: Thomas Gazhell и Arnold Bezuyen были блистательны и даже поражали актерским мастерством. Партии русалок, как всегда, исполняли просто красивые женщины потому, что партии эти похоже для этого и были написаны.
Учитывая, что главный город вагнеровской оперы Байройт находится всего в 300 километров от Праги интерес к Вагнеру, мягко говоря, понятен. В целом несмотря на то, что Вагнер был изрядным подонком его гениальность, как композитора сомнению не подлежит. В общем оркестр меня потряс, в живую я никогда не слышал такого исполнения. Не буду ничего писать о Гергиеве, но, например, спектакль на исторической сцене Большого Театра России в исполнении труппы и оркестра «Софийского театра оперы и балета» «Золото Рейна» под управлением дирижёр-постановщик Эриха Вехтера играл просто невыразимо хуже. Я не готов претендовать на лавры музыкального критика, но что есть то есть, даже мое ухо слышало не просто разницу, а огромную разницу. Вообще Вагнер в Чехии удается, достаточно вспомнить наш не давний рассказ о впечатлениях от посещения исторической сцены Национального театра Чехии и оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин».
Остается заметить, что Вагнер вообще не считал «Золото Рейна» частью оперной трилогии «Кольцо Нибелунга», он называл это гениальное произведение прологом. Я очень надеюсь, что хотя бы в концертном исполнении в Праге сыграют оставшиеся три оперы. При этом не думаю, что концертное исполнение трудно перенести на театральный язык. Хотя по большому счету я столько раз прослушал в записи «Кольцо Нибелунга», что моя фантазия… Хотя в общем не думаю, что есть много людей, которые готовы как я четыре вечера подряд каждый месяц годами слушать по четыре часа эту оперу. Но все же…
Довольно трудно писать что-то еще об этой опере, кажется, что все было написало во впечатлениях к спектаклям Болгарской Оперы в Большом Театре. Остается только впечатления. Невероятный эффект производит оркестр, я никогда не мог себе представить, что услышу настоящие волны реки в концертном зале, а не наушниках. Признаюсь, доверие мне чуждо, и я подозревал звукорежиссеров в создании такого эффекта. Но вот Andreas Sebastian Weiser со своим оркестром мне это убедительно продемонстрировал. Я не слышал этого раньше в живом исполнении совсем. Более того, как не странно в живом исполнении это оказалось не главным… Наконец-то я понял, что стоит за развитием партий в вагнеровском смысле, особенно наглядно это звучало в партиях великанов, вернее в музыкальном сопровождении этих партий. В концертном исполнении вообще хорошо понимаешь, что оперы Вагнера — это не совсем оперы, это скорее симфонии с литературным наполнением. Это то, что начал Малер в своей Восьмой Симфонии, но не смог найти в себе силы и выплеснуть в новой форме.
В целом удивило только то, что этот блистательный спектакль шел практически подпольно, я только случайно увидел афишу. Шел в довольно странном месте, куда не просто попасть. Но самое странное было в том, что как мне показалось можно было вмести раза в три больше зрителей. Это уже совсем не понятно. Пражаки любят музыку и пропустить такое событие они не могли. Возможно, это какие-то странные разборки около культурно-продюсерские.
Ну и на вопрос стоит ли послушать это исполнение я отвечу однозначно да. Впечатления самые прекрасные. В общем это событие в жизни не больше и не меньше. Ну а умным Вагнер быть не обязан и его личность никак не влияет на восприятие его музыки и его вклад в мировую музыкальную культуру.