Я послушал музыку трех композиторов: Lubos Fiser «Double for Orchestra», Bohuslav Martinu «Double Concerto for Two String Orchestras. Piano and Timpani H 271», Richard Strayss «Ein Heldenleben, symphonic poem op.40». Дирижировал Semyon Bychkov. Так, как это первый, но скорее всего не последний рассказ о подобных мероприятиях расскажу о самом помещении консерватории, вернее филармонии как ее тут называют. Это не идет ни в какое сравнение с концертным залом им. П.И.Чайковского. Очень стильно и красиво отремонтированное помещение. Безусловно оно уступает своими интерьерами Национальному Театру Чехии, но превосходит Большой Театр России. В очередной раз можно посмотреть, что могло бы быть в России, если бы не тотальное воровство. Фотографии сделаны, скорее для того, чтобы можно было оценить красоту зала, я далек от мысли, что о музыке можно судить по фотографиям.
Lubos Fiser «Double for Orchestra», для меня новое имя. Я знал только, что это чешский композитор, который является нашим современником и умер в 1999 году. Это было первое знакомство с его музыкой. Не могу сказать, что она произвела на меня впечатление. Я читал о том, что за его работу «Пятнадцать После Апокалипсиса Дюрера» он был удостоен премии «Юнеско» и эту работу сыграл Симфонический оркестр Би-Би-Си. Но на этом мои знания заканчивались. Лубас Фризер, возможно раскроет мне свои секреты позже. Представленное произведение показалось очень романтичным в том самом немецком смысле, что заставляет меня испытывать не объяснимую нервозность. Хотя в целом трудно не заметить влияние Мартину на его творчество, он скорее просто развивает некоторые идеи Богуслава. Остается отметить, что Лубас Фризер много работал для кино.
Bohuslav Martinu «Double Concerto for Two String Orchestras. Piano and Timpani H 271». Собственно, это главный виновник того, что я отправился на подобное мероприятия. Как я уже не однократно заявлял Богуслав Мартину стал моим любимым композитором и в моем телефоне уже с десяток его симфоний, концертов и опер. На проекте можно найти впечатления от его оперы «Джульетта» в Чешском национальном театре и «Ариадна» в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Представленное произведение, как нельзя лучше передало характер музыки Мартину. Это джазовые методы и подход к звучанию, который положен в строгие рамки музыки симфонической, где импровизация исключена. Но само сочинение звучит, как импровизация. Есть ли тут влияние американцев типа Гершвина, безусловно его можно проследить, но Мартину сделал сильно больше и его музыка невыразимо прекрасна. В антракте выступал директор института Мартину и что-то говорил на чешском, в это время группа поддержи переформатировала оркестр и это было так же виртуозно, как и игра музыкантов. Не случайно работники сцены получили порцию аплодисментов и раскланялись, как музыканты.
Richard Strayss «Ein Heldenleben, symphonic poem op.40». О Штраусе мы много писали в рассказе о впечатлениях от его оперы «Саломея» во впечатлениях от посещения тетра «Новая опера». Достойное завершение вечера. Музыка, возможно не так оригинальны и искрометна, как музыка Мартину, но она ткак раз то, что ты ждешь, отправляясь на концерт в консерваторию. Не зря Рихард Штраус говорил, что он если и не последний из лучших, то точно лучший из худших. Может быть Малер порадовал меня больше, но в целом я очень доволен, хотя подбор произведений к исполнению в этот вечер меня несколько озадачил.
Дирижер Семен Маевич Бычков. Правнук дирижера Одесской консерватории, в 19 лет дирижировал в ленинградской консерватории. Эмигрировал в США и с тех пор работает по всему миру. Сезон 18-19 года проведет в Праге. Живая легенда…
Общее впечатление от концерта можно назвать окрыляющим, качество исполнения и качество звучания на самом высоком уровне. Комфортность организации мероприятия выше всяких похвал. Конечно, тут, как и везде в Чехии нет российских унизительных многократных проверок билетов и обысков. Много туалетов и буфет с привычным и не дорогим ассортиментом напитков и еды.